Как вам известно, 27 января 2016 года, окружной суд Вильнюса начал рассматривать дело от 13 января 1991 года. В то время, в ходе столкновений между демонстрантами, стоявшим за независимость Литвы от СССР и советскими военными, 14 человек были убиты, среди них 13 гражданских лиц и один оперативник Альфа-группы КГБ.
Краткий исторический экскурс
11 марта 1990 года, Верховный Совет Литовской ССР во главе с Витаутасом Ландсбергисом провосгласили независимость Литвы и вернулись к Конституции 1938 года, по крайней мере, на словах. Но в то время ни одна страна в мире не признает Литву в качестве суверенного государства. Далее следовала вполне нормальная реакция советского руководства, которое потребовало подавить антиконституционные акты и возобновить работу предыдущей конституции. Вместо этого Ландсбергис призвал своих сторонников выступить против советского режима, поддерживая все возможное сопротивление правоохранительным органам, если они были инициаторами насильственных действий. Многодневные акции протеста и демонстрации, организованные как сторонниками советского режима так и его противниками привели к тому, что в ночь на 13 января 1991 года советские вооруженные силы попытались взять контроль над многотысячной толпой, окружившей здание Парламента, а так же телевизионную башню в Вильнюсе. Во время военной операции, был открыт огонь, что привело к гибели 14 человек и более сотни раненых.
Официальная версия литовских властей говорит о том, что советские солдаты воспользовались оружием, что и привело к гибели 13 гражданских лиц. Они обвиняются в преступлениях против человечности. Выдвижение противоположного мнения запрещено законом в Литве и может привести к уголовному преследованию. К сожалению, подобные судебные прецеденты уже были.
В 2011 году было возбуждено уголовное дело против лидера партии Социалистический Народный Фронт Альгирдаса Палецкиса за его высказывания, что 13 января 1991 года «люди сами стреляли в своих же» и к этому есть доказательства. Во время слушания дела, обвинения были также выдвинуты против некоторых свидетелей, которые осмелились выразить версию событий, отличающуюся от официальной.
Г-н Ландсбергис также настаивал на возбуждении уголовного дела против Витаутаса Петкявичюса, основателя движения Саюдис, лидером которой был сам Ландсбергис во время трагических событий 1991 года. Петкявичюс утверждал, что председатель департамента государственной обороны в то время Аудрюс Буткявичюс вместе с Ландсбергисом заранее подготовили вооруженные провокации против советской армии. После смерти Петкявичюса, Литовская Фемида решила, что дети должны нести ответственность за «грехи» отца, как это было в средние века.
Кстати, сам Буткявичюс подтвердил, что он был намерен бросать людей под пули, чтобы «платить за свободу Литвы, не потеряв много крови», «Я не могу поставить себя рядом с семьями погибших людей. Но перед лицом истории я могу оправдать свои действия. Я могу сказать больше: эти жертвы нанесли сильный удар по двум столпам советской власти, а именно – армии и КГБ. Они были скомпрометированы. Я просто говорю: «Да, я планировал это».
По какому закону они ведут судебный процесс?
Один из парадоксов этого процесса является его несогласованность с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Всеобщей декларации прав человека, статьёй 15 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, с требованием запретить наложение ретроспективных уголовных наказаний. Но вопреки четко установленным нормам европейского и международного права, литовский суд регулируется УК Литвы (2000).
Это ключевое несоответствие может стать камнем, который будет поражён «косой» литовского правосудия и будут летать искры.
По сути, до 13 января 1991 года, Литва входила в состав Советского Союза.Что касается ее независимости, провозглашенной Верховным Советом Литовской ССР, то она не была признана никем в мире. Таким образом, всех тех, кто сегодня обвиняются в совершении преступлений в Литве того времени, следует судить по советским законам, которые тогда всё ещё были в силе. Это неизбежно приводит к снятию их обвинений и освобождения от ответственности.
Но вполне вероятно, что ни президент Литвы Даля Грибаускайте, ни ее подчиненные заинтересованы в таких мелочах, как соблюдение международного права. Тем не менее, в мире, отношение к судебному процессу в равной степени разнообразны. Несмотря на 94 ходатайства, отправленные литовской стороной в Германии, Белоруссию и Россию с просьбой о выдаче подозреваемых по этому делу в Литву, ни одно из них не было удовлетворено. Кроме того, в 2011 году, бывший командир отряда Альфа КГБ СССР, полковник в отставке Михаил Головатов, который принимал участие в событиях 13 января 1991 года, был задержан в Австрии и освобожден австрийскими властями, как они утверждали, что участие в конфликте не делает любого автоматически виновным; необходимо иметь убедительные доказательства причастности к преступлениям. Но Литва не представила каких-либо доказательств против Головатого. Это решение Австрии вызвало настоящий скандал в МИД Литвы и среди представителей националистической молодежи страны. Не менее парадоксальным является тот факт, что на сегодняшний день только два российские гражданина оказались на скамье подсудимых; те, кто не собирался прятаться от литовских властей. Это бывшие советские офицеры, которые исполняли прямые приказы от высшего руководства. Никто из них не признает себя виновным в преступлениях против человечности. Более того, даже потерпевшая сторона считает, что ответственность должны нести те, которые инициировали заказы, но не «болтики в машине».
Тем не менее, это не останавливает старшего прокурора Симонаса Слапсинскаса, который страдает от рака мозга и отвечает за этот фарс. Несмотря на болезнь, что, согласно закону, запрещает ему занимать эту должность, он продолжает выполнять свои обязанности, а именно, делать то, что президент Д.Грибаускайте говорит ему. И для нее это дело означает нечто большее, чем просто желание наказать виновных лиц; это реальный шанс устранить любого политического соперника в считанные дни. И она не устранит своих доверенных лиц только из-за состояния здоровья. По той же причине, мы не должны ожидать скорого суда. Именно в ее интересах затянуть его на года, превращая в незаменимый инструмент для оказания давления на любых инакомыслящих.
Оригинальная публикация – Indymedia
Перевод – News Front
Нет Комментариев