О соглашении между Россией и США по урегулированию в Сирии, подписанном после многочасовых переговоров

 

Пятнадцать часов непрерывных переговоров в Женеве между главой российского МИДа Сергеем Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри – и соглашение все-таки подписано. Не всеобъемлющее (по завершению всей войны в Сирии), а всего лишь насчет перемирия. На большее переговорщиков не хватило, притом что трудно будет исполнить и то, что достигнуто.

Агнцы и козлища

Согласовано пять документов, которые широкой публике раскрываться не будут. Вместо этого последует, как водится, множество подлинных и фальшивых «утечек», в основном ориентированных на какую-то домашнюю аудиторию, которой надо доказать: США (для примера) защитили страдающих мирных жителей от чего-то, ранее звучавшего в американской пропаганде.

Хотя нетрудно увидеть, что прежде всего договорились о выводе из-под ударов Сирии и ее партнеров (Россия, Иран и т.д.) проамериканской части вооруженной оппозиции. Она должна, теоретически, выйти из войны и заняться политическими переговорами с Дамаском. Совсем плохие люди из запрещенного в России «Исламского государства» остаются на месте, чтобы быть уничтоженными. Причем, возможно, уничтоженными в сотрудничестве США и России с сирийскими властями.

Эта конструкция выглядела абсолютно невозможной, именно из-за нее переговоры Москвы и Вашингтона тянулись месяцами. Поскольку как отделить «хорошую» оппозицию от «плохой», если сами оппозиционеры эти тонкости могут не знать?

Из того, что известно о достигнутом в Женеве соглашении, следует, что перемирие – видимо, на 10 дней для начала – будет сопровождаться попытками помочь «хорошим» как-то выпутаться из объятий «плохих», выйти из обозначенных зон боев, оставив «плохих» на месте в виде мишеней будущих операций. В общем, успех соглашения будет решаться на земле, на которой все будет очень сложно.

Что произойдет, если прекращение боев и полетов авиации приведет к тому, что плохим людям станет только лучше? Ну, тогда соглашение сорвется, причем произойдет это потому, что на той же земле кто-то откажется его выполнять. В сирийском конфликте действует столько сил, подчиняющихся разным командирам, что так наверняка и будет.

Россия, впрочем, продвигала свой вариант проверяемости и исполняемости договоренностей. И продвинула. Будет – судя по тому, что известно – фильтрационный центр, который как-то будет следить за отделением агнцев от козлищ, и управлять им будут и Россия (а значит, и Сирия), и американцы. Всех переписывать и документировать. Такая процедура теоретически и правда может уменьшить численность сопротивляющихся Дамаску с союзниками.

Кто победил и кто победит

Теперь насчет того, кому это соглашение выгодно. Ясно, что если бы сирийская армия, прошедшая через войну, по срокам равную Великой Отечественной, была бы в хорошей форме, то не о чем было бы соглашаться. Непонятно, сколько месяцев или лет заняла бы нынешняя, победно-наступательная фаза войны, и какие резервы Ирана или России для этого пришлось бы задействовать.

Однако так же ясно, что США не пошли бы на эти мучительные для себя соглашения, если бы у них оставался шанс «выиграть». То есть поменять режим в Дамаске и вообще остаться какой-то влиятельной силой в регионе. С соглашением шанс хотя бы на второе остается.

Хотя нельзя не отметить эту пятичасовую паузу в Женеве, когда Керри звонил в Вашингтон и согласовывал поправки России, без которых ничего бы не подписалось. Вывод: многие в США постараются в какой-то момент все сорвать и переиграть по-своему.

Снова о том, «кому выгодно»: Вашингтон, тем более накануне выборов, будет пропагандировать свой «выигрыш». В это, впрочем, мало кто поверит. Пока что процитируем журнал National Interest, считающий: «Вашингтон в ближайшее время должен пойти на более тесное сотрудничество с Россией по Сирии, поскольку собственных вариантов решения кризиса у него нет, и администрация Обамы выражает готовность идти на все более отчаянные шаги».

И еще оттуда же: «Решение о необходимости усилить взаимодействие между США и Россией, по всей видимости, отражает последнюю попытку администрации Обамы спасти хотя бы остатки того, что когда-то было ближневосточной политикой США».

Не могу отказать себе в удовольствии напомнить о собственном материале, написанном на днях – том, где говорится, что Америке надо сейчас почти любой ценой вытащить завязший в этой войне хвост. Я предсказал там, что несмотря на отсутствие результатов встречи Владимира Путина и Барака Обамы в Ханчжоу, «российско-американские переговоры о завершении сирийской войны будут идти и дальше, причем одна сторона — американская — в этом процессе заинтересована куда больше, чем другая».

Не была бы заинтересована – не пошла бы на компромисс. Но теперь, без всякого удовольствия, следовало бы предсказать, что в ближайшие недели и особенно месяцы бьющаяся в предвыборных и послевыборных судорогах Америка будет стараться переиграть проигранную или сведенную вничью партию.

Они всегда так делают.

Дмитрий Косырев