Тема уничтожения вражеского авианосца живет и вполне неплохо себя чувствует, несмотря на то что официально холодная война завершилась, а Советского Союза давно нет. Помимо ракетного вооружения на кораблях, «делить на ноль» авианосные ударные группы вероятного противника научили и самолеты дальней авиации.

 

Ту-22М3, прозванный «охотником за авианосцами», в ближайшем будущем будет вооружаться новейшей крылатой ракетой с дальностью пуска в тысячу километров, перехват которой, по словам специалистов, практически исключается.

Самый быстрый из бомбардировщиков

Рев двигателей и отрыв от земли. Голубое пламя двигателей Ту-22М3 постепенно рассеивается в ночном небе, словно остывающий хвост кометы, которая мчится по бескрайним просторам космоса. Еще через несколько минут бомбардировщики с крылатыми ракетами на борту перестроятся в боевой порядок и возьмут курс на заданный район. Спустя короткое время место действия меняется: в огромном, подсвеченном огнями корабле почти сразу угадывается американский авианосец, бороздящий зону интересов Соединенных Штатов Америки.

Внезапную тишину на мостике нарушает рев сирены: бортовая РЛС только что засекла приближение группы неопознанных целей. Еще через секунду на мостике начинается настоящая паника: средствами контроля зафиксирован групповой пуск ракетного вооружения. С пилонов четырех Ту-22М3, возникших буквально из ниоткуда, в сторону авианосца срываются противокорабельные сверхзвуковые ракеты. Операторы РЛС на авианосце судорожно пытаются сосчитать общее количество ракет… одна, две… да нет, не меньше восьми ракет!

В ночном небе вспыхивает бортовая артиллерийская установка. Характерный рокот Phalanx, и трасса раскаленных боеприпасов прорезает одну, а следом и вторую. На этом способности артиллерийского комплекса заканчиваются, и ракеты на сверхзвуковой скорости вгрызаются в корпус корабля, снося палубную надстройку и подрывая хранилище боеприпасов. Панорама – пылающий корабль размером с несколько жилых домов как будто порван на куски неизвестной силой.

Именно в таком виде сценаристы американского фильма «Цена страха» о противостоянии двух сверхдержав представили себе нападение самолетов дальней авиации на американский авианосец. Страх американских граждан и военных, по чьим рассказам в основном и создавались сценарии к таким фильмам, можно было понять: группа (тогда еще) советских ракетоносцев с помощью уникального вооружения могла перемолоть в труху светоч демократии практически везде, где бы он ни явил миру звездно-полосатое знамя.

От страхов киношных до страхов настоящих не так уж и далеко. История американской болезни под названием «боязнь советской дальней авиации» начинается с появлением Ту-22М2, о котором американцы узнали в самый неподходящий момент. В 1976 году в Женеве состоялся очередной раунд советско-американских переговоров по ограничению стратегических вооружений. Практически одновременно с этим событием в ночь на 14 мая министром авиационной промышленности Дементьевым был отдан приказ на проведение полета серийного дальнего бомбардировщика Ту-22М2.

Целью было определить максимальную дальность полета машины. На следующий день карта с маршрутом полета Ту-22М2 уже лежала на столе перед советской делегацией, прилетевшей в Швейцарию на переговоры с американцами. Истеричные заявления вполне можно было понять: американские разведчики с помощью спутников сложили два и два и пришли к выводу, что общая протяженность маршрута с одной дозаправкой в воздухе составила…. семь тысяч километров!

Историки отмечают, что американские делегаты были глубоко шокированы тем, что Советы приберегли такой козырь на случай войны, и потребовали, чтобы Ту-22М3 был лишен штанги для дозаправки в воздухе. Тогдашнему министру иностранных дел Громыко поправить дело не удалось: истерика американцев после убедительных доводов так и не прошла. Штанги для дозаправки со всех Ту-22М2 были демонтированы, хотя ветераны ВВС до сих пор уверены, что если бы американская разведка сплоховала, то самолеты дальней авиации Ту-22М2 смогли бы достать любой объект на территории Европы и даже дотянулись бы до США.

«Крылатая смерть»

Еще в Советском Союзе патрулированию с ракетным вооружением уделялось огромное внимание: пара Ту-22М3 с ракетами Х-22 для поражения кораблей и Х-28 с пассивной ГСН для поражения РЛС противника бороздила просторы морей и океанов практически непрерывно. К возможному контакту летчиков готовили основательно: тактика применения вооружения, обнаружения и селекции целей до сих пор находится под грифом «секретно». Что касается самих ракет, то тут прошел настоящий праздник инженерно-конструкторской мысли.

Нормальной нагрузкой для Backfire считается размещение двух противокорабельных ракет Х-22. Возможность загружаться под завязку и брать вместо двух ракет сразу три также отрабатывалась, но применять такую схему можно было разве что в чрезвычайных ситуациях, когда уничтожению определенной цели присваивался наивысший приоритет.

Долгие годы ракета Х-22М, использовавшаяся в качестве основного ракетного вооружения, являлась причиной головной боли американских ВМС, но серьезные работы в области радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного противодействия в стане вероятного противника заставили теперь уже российских инженеров подумать над созданием наследника Х-22.

Проламывая палубу

В начале 1990-х годов в МКБ «Радуга» приступили к реализации столь масштабного и амбициозного проекта по созданию ракетного вооружения, что характеристики, которые в неофициальных беседах только намеками подтверждают и бывшие инженеры-ракетчики, и военные специалисты, кажутся совершенно невероятными. Возвращаясь своим основным обязанностям – поиску и уничтожению авианосных ударных групп противника, ракетоносцы Ту-22М3 вскоре могут получить ракеты Х-32, которые по заявлениям специалистов, практически неуязвимы для современных средств ПВО.

После испытательных стрельб в середине 2000-х годов о работах по ракете Х-32 почти не говорили. Секретность, связанная с разработкой этой ракеты, обусловлена даже не тем, что боеприпас построен с использованием новой элементной базы, а с тем, как благодаря техническим решениям новая ракета поражает цель. Основным отличием Х-32 от всех крылатых ракет, способных подлетать к надводным и наземным целям с огибанием рельефа местности, является не совсем привычный маневр.

Нормальной нагрузкой для Backfire считается размещение двух противокорабельных ракет Х-22. Возможность загружаться под завязку и брать вместо двух ракет сразу три также отрабатывалась, но применять такую схему можно было разве что в чрезвычайных ситуациях, когда уничтожению определенной цели присваивался наивысший приоритет.

Долгие годы ракета Х-22М, использовавшаяся в качестве основного ракетного вооружения, являлась причиной головной боли американских ВМС, но серьезные работы в области радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного противодействия в стане вероятного противника заставили теперь уже российских инженеров подумать над созданием наследника Х-22.

Проламывая палубу

В начале 1990-х годов в МКБ «Радуга» приступили к реализации столь масштабного и амбициозного проекта по созданию ракетного вооружения, что характеристики, которые в неофициальных беседах только намеками подтверждают и бывшие инженеры-ракетчики, и военные специалисты, кажутся совершенно невероятными. Возвращаясь своим основным обязанностям – поиску и уничтожению авианосных ударных групп противника, ракетоносцы Ту-22М3 вскоре могут получить ракеты Х-32, которые по заявлениям специалистов, практически неуязвимы для современных средств ПВО.

После испытательных стрельб в середине 2000-х годов о работах по ракете Х-32 почти не говорили. Секретность, связанная с разработкой этой ракеты, обусловлена даже не тем, что боеприпас построен с использованием новой элементной базы, а с тем, как благодаря техническим решениям новая ракета поражает цель. Основным отличием Х-32 от всех крылатых ракет, способных подлетать к надводным и наземным целям с огибанием рельефа местности, является не совсем привычный маневр.

Если сложить воедино высоту полета, заложенный в программу управления противоракетный маневр, гиперзвуковую скорость полета и дальность почти в тысячу километров, то получается, что на выходе мы имеем уникальное ракетное вооружение, прямых аналогов которому в данный момент нет и не предвидится.

По разным оценкам, оптимальное количество Ту-22М3, отправленных на перехват авианосной ударной группы – шесть-восемь самолетов. При условии что вооружены эти самолеты будут ракетами Х-32 в количестве 14–16 единиц, разгром АУГ даже при самой активной обороне гарантирован.

«У авианосцев самые уязвимые места – это отсек силовой установки, отсеки с топливом для самолетов и оружейные склады. Учитывая массу БЧ и подлетную скорость, Х-32 может проломить борт авианосца и оставить дыру размером 20–30 квадратных метров. А если учесть, что действовать ракеты могут и во время сильного шторма, когда условия для работы корабельных РЛС и комплексов ПВО многократно усложняются, забортная вода очень быстро довершит процесс затопления авианосца», – подчеркивает военный эксперт Алексей Леонков.

Помимо скоростных характеристик и возможности активно противодействовать перехвату, запас прочности Х-32 таков, что корпус ракеты в состоянии выдержать облако огня 20-миллиметрового артиллерийского комплекса Vulcan Phalanx, прямое попадание зенитной ракеты AIM-7 или трех ракет AIM-9. Все перечисленное – основной ресурс корабельной ПВО, которой и отводится роль защитника авианосной ударной группы. Ситуация окажется еще более пикантной, если вспомнить о том, что новейший американский авианосец Gerald Ford решили оснащать только ракетным вооружением, полностью отказавшись от артиллерийских систем.

Что касается планового обновления ракетного вооружения, то активный переход к средствам поражения, перехват которых практически невозможен, очень сильно беспокоит зарубежных коллег, ведь впервые с момента завершения холодной войны и повального уничтожения советского вооружения, аналогов которому на Западе не придумали до сих пор, российская дальняя авиация возвращается к забытому некогда ремеслу – охоте за теми, кто возомнил себя владыкой всех морей и океанов.

Дмитрий Юров