Президент России Владимир Путин в пятницу отправил в отставку главу своей администрации Сергея Иванова, назначив на его место малоизвестного широкой публике Антона Вайно.
Последние четыре года он работал заместителем Иванова, а до этого трудился в протоколе Путина: вначале в Кремле, потом в правительстве, куда после «рокировки» 2008 года переместился шеф, потом опять в Кремле.
Официальная биография Антона Вайно идеальна для чиновника: прямая карьерная линия, ничего лишнего, неформального, ничего сверх скупых «родился-окончил-свободно владеет-женат-воспитывает».
За ее скобками остались эстонские корни семьи, легендарный дедушка и разносторонние, а также весьма нестандартные научные интересы, в том числе к прибору, «сканирующему ноосферу». Русская служба Би-би-си разбиралась.
Дедушка
В 2001 году на скромной подмосковной даче Карла Вайно, дедушки кремлевского чиновника, гостили эстонские журналисты. Их интерес было легко объяснить: десять лет, с 1978 по 1988 годы, Карл Вайно возглавлял ЦК коммунистической партии Эстонии, а потом исчез из поля зрения.
Репутация в Эстонии у Карла была «ястребиная», рассказывает эстонский журналист Кристер Парис. По-эстонски он говорил плохо, с акцентом и ошибками, и воспринимался большинством как инструмент русификации республики. Во время акций протеста в 1988 году он запросил у центра разрешение на проведение силовой операции, говорится в книге «Самоопределение и независимость Эстонии».
В итоге Михаил Горбачёв заменил непопулярного Карла Вайно на дипломата Вайно Вяльяса, и первый отправился в Москву на пост члена комитета партийного контроля в ЦК КПСС, а затем на персональную пенсию. В 2001 году ему было уже 78 лет.
На втором этаже дачи репортёры газеты Eesti Paevaleht увидели стены, сплошь заклеенные плакатами с едва одетыми женщинами. «На обои не было денег, зато были эти плакаты — внук прислал, он дипломатом работает в Японии», — пояснил Карл Вайно.
Карла Вайно в Эстонии запомнили как московского «ястреба», проводившего политику русификации
Внук
Антон Вайно родился в 1972 году в Таллине. «Семья покинула Эстонию, когда он еще не ходил в школу, ему было лет пять», — рассказывала несколько лет назад порталу Delfi знакомая семьи, пожелавшая не называть фамилию.
«Карьера его всегда складывалась весьма блистательно для провинциала», — подытожила женщина.
Спорный вопрос — уместно ли называть Антона Вайно провинциалом, принимая во внимание рождение в столице Эстонии, а затем взросление в столице России, — но его профессиональная траектория действительно складывалась благополучно.
В 1996 году он окончил один из самых престижных вузов России МГИМО (факультет международных отношений). Правда, не все выпускники МО того года помнят его: основатель ресурса Профессионалы.ру Дмитрий Ситников в беседе с Би-би-си сказал, что не припоминает такого однокурсника.
Лучше память оказалась у замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко. Он рассказал «Ведомостям», что Вайно обладал чувством юмора и был порой остр на язык. Когда Макиенко собирались исключить из комсомола за неучастие в общественной жизни, именно Антон на собрании курса выступил в защиту «провинившегося» (всесоюзная комсомольская организация была официально распущена 28 сентября 1991 года, вскоре после подавления путча — прим. Би-би-си).
По окончании МГИМО Вайно, изучавший в университете японский язык, отправился на работу в российское посольство в Токио. С 2001 года работал в мидовских структурах в Москве. В 2003 году перешел в управление протокола президента.
«Ростехнологии», домик под Таллином
«Вайно изначально был одной из восходящих звёзд путинской команды, — сказал Интерфаксу политолог Евгений Минченко. — Он со времен работы в аппарате правительства работал с Путиным. Вопрос о том, что он пойдет на повышение, в общем-то, был необсуждаем — дело было только в позиции».
«Антон Вайно — гражданский чиновник. Путин демонстрирует, что выдвигает людей не по принципу принадлежности к силовой корпорации, а по принципу личного знакомства и личной преданности. Погоны на плечах или пиджак — неважно», — комментирует Би-би-си пятничное назначение политолог Павел Салин.
«Наверное, [Антон Вайно] недостаточно медийный, недостаточно публичный человек, но, наверное, не было необходимости у заместителя руководителя администрации быть таким публичным человеком», — приводит Интерфакс слова директора Международного института новейших государств Алексея Мартынова.
Действительно, отличительная черта Антона Вайно — непубличность, впрочем, обычная для чиновников Кремля. Из новостей, приходивших в последние годы, — включение в наблюдательный совет госкорпорации «Ростехнологии» по указу Путина.
И еще — тот же портал Delfi сообщал несколько лет назад о судьбе фамильного домика Антона Вайно под Таллином, в наследство которого он якобы вступил в 2010 году после смерти своего дедушки по материнской линии. По данным портала, еще в 2013 году за дом 70 кв. метров уплачивались налоги. На момент написания той заметки дом производил впечатление заброшенного.
Наука
Гораздо интереснее оказываются научные изыскания Антона Вайно — они удивляют как постановкой проблем, так и своим разнообразием.
По информации «Коммерсанта», еще будучи руководителем аппарата правительства, Антон Вайно написал в соавторстве с Антоном Кобяковым (тогда — заместителем главы управления президента по внешней политике) несколько экономических статей в разных журналах.
Русская служба Би-би-си ознакомилась с некоторыми публикациями. Судя по их тематике, Антон Вайно (если это действительно он, а не таинственный двойник) — разработчик «парадигмы упреждающего управления», а также приверженец на первый взгляд загадочного прибора под названием «нооскоп».
На страницах журнала «Вопросы экономики и права» автор поясняет, что это «прибор для получения и регистрации изменений в биосфере и в деятельности человечества», изобретенный, по его словам, в России в 2011 году и описанный более чем в 50 патентах.
«Нооскоп — прибор, регистрирующий изменения в ноосфере <…> Конструктивно НООСКОП использует принцип «русской матрешки», этого яркого образа геосфер — концентрических оболочек различной плотности и состава, составляющих Землю», — говорится в статье.
Кто бы мог подумать, что для сканирования ноосферы, заявленной в качестве концепции великим советским ученым Владимиром Вернадским, в XXI веке изобретут «нооскоп»
«Нооскоп — это первый прибор, позволяющий изучать коллективное сознание человечества», — указывает автор.
Русская служба Би-би-си не сумела самостоятельно определить научную ценность нооскопа. Один из соавторов Вайно по другим статьям на схожую тему Виктор Сараев, лауреат премии правительства Российской Федерации в области науки и техники, президент компании ГЛОВЕРС, пока не отреагировал на письменный запрос Русской службы Би-би-си.
Следует добавить, что на сайте Российской государственной библиотеки хранится автореферат Антона Вайно от 2013 года на совсем другую тему, не связанную с «упреждающим управлением» и «нооскопом»: об инновационном развитии горнопромышленного производства.
Нет Комментариев