При полётах на высоте более 9000 м радиолокационный комплекс МРК-411 самолёта ОРТР Ту-214Р способен вести наблюдение за поверхностными объектами на дальности свыше 250 км

Второй раз за 2016-й год на боевое дежурство над Сирийским театром военных действий отправился самолёт стратегической оптико-радиоэлектронной разведки и наземного целеуказания ВКС России Ту-214Р, о чём сообщает «FlightRadar24». Второй серийный борт RA-64514, преодолев воздушное пространство над Каспийским морем, Ираном и Ираком, прибыл на авиабазу Хмеймим 29 июля 2016 года для проведения разведки на сопредельных с контролируемой сирийскими правительственными ВС территориях, а также для контроля ситуации в Восточном Средиземноморье. Эта же машина уже дежурила в сирийском воздушном пространстве в феврале 2016 года, визировала ситуацию на линии разграничения между ВС Новороссии и ВСУ в июне 2015 года, а также вела наблюдение за тактической обстановкой с передвижениями натовских войск в странах Балтии в июне этого года. Лётно-конструкторские испытания, которые логичнее назвать первым «боевым крещением», борт проходил именно у границ Украины в июне 15-го года, фиксируя перемещение бронетехники и артиллерии киевской хунты, ведущей огонь по городам Донбасса.

На это раз прибытие этого самолёта в Сирию может быть связано сразу с несколькими важными событиями стратегического характера — подготовкой операции по освобождению крупнейшего сирийского северо-западного оплота террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» — Алеппо, дальнейшим развитием наступательной операции по всем направлениям сирийско-турецкой границы, перемещением существующих и прибытием новых корабельных ударных группировок в восточную часть Средиземного моря.

Развязку первой и самой сложной в исполнении операции по освобождению северо-западных границ Сирии, мы можем пронаблюдать уже в ближайшие недели, дни или даже часы. Бои за город Алеппо будут настолько ожесточённые, насколько большой геополитической и военно-стратегической ценностью обладает этот экономический центр и второй по размеру сирийский город одноимённой, самой населённой мухафазы государства. Задача предстоит весьма сложная: ВС Сирии при поддержке ВКС России, «Хезболлы», курдов и отрядов самообороны должны подавить всю деятельность ИГ, «Джебхат ан-Нусры» и других малочисленных террористических формирований в различных частях города. Алеппо находится в полном окружении правительственных сил: транспортные пути для материально-технического обеспечения группировок сейчас перекрыты, но есть особенности.

Сирийско-турецкая граница северней Алеппо остаётся неподконтрольной: города Африн, Катма и Азаз в полном распоряжении протурецкой «Джебхат ан-Нусры». Организация может беспрепятственно получать от турков провизию, боеприпасы, миномёты и артиллерийские системы с лёгкой бронетехникой для вытеснения сирийской армии с пригородов Алеппо. Перед штурмом Алеппо необходима плотная артиллерийская подготовка по транспортным развязкам террористов близ Азаза, а также работа ВКС России. Также необходим контроль подходов к этим городам с севера (со стороны Турции). По-видимому, именно эти задачи и будет выполнять наш Ту-214Р в сирийском воздушном пространстве.

Как сообщают немецкие СМИ, Эрдоган «перекрыл кислород» боевикам «Свободной сирийской армии», согласованно с которой иногда действует и «Фронт ан-Нусра», но полностью доверять этой информации пока нельзя. Как показывает время, Турция может по десять раз за день менять свои военно-политические взгляды. А если это и является правдой, и Эрдоган пошёл на реальное сближение с Россией и Ираком в вопросах борьбы с исламистами, не будем забывать о том, что боеспособность «Свободной сирийской армии», а в некоторых случаях и ИГИЛа, остаётся в списке первоочередных интересов США, Катара, Саудовской Аравии и всей западной коалиции, а поэтому вполне реально ожидать военно-технической помощи боевикам под Алеппо, приходящей из подконтрольных ИГ центральных регионов Сирии, а также с помощью военно-транспортной авиации США. Ту-214Р в такой ситуации — машина просто незаменимая.

Разрешение же второго вопроса, связанного с постоянными перемещениями авианосных ударных группировок ВМС США в восточной части Средиземного моря требует более тщательного наблюдения. За июнь и июль 2016 года, в сторону экипажа сторожевого корабля СК пр. 11540 прозвучало немало необоснованной критики со стороны командования ВМС США. Наших моряков обвиняли в небезопасных манёврах в 140 метрах от РКр УРО CG-56 USS «San Jacinto», в непосредственной близости с ЭМ УРО DDG-107 USS «Gravely», а также в попытке помешать действиям атомных авианосцев CVN-69 USS «Dwight D. Eisenhower» и CVN-75 USS «Harry S. Truman». Данные действия носят вполне предупредительный характер, указывая что ВМФ России не позволит господствовать американскому флоту в зоне оперирования нашей корабельной группировки. Естественно, американцам данной позиции не понять, поскольку уже 66 лет 6-й оперативный флот ВМС США, а также поддерживающие его корабли других флотов, считаются в Вашингтоне основными инструментами военно-политического устрашения на Южно-Европейском ТВД. При этом, американские КУГ и АУГ не стоит ставить на одну ступеньку с остальными группировками ОВМС НАТО (французскими, британскими или итальянскими): американцы «держатся особняком» от своих прихвостней, и в непредсказуемой ситуации будут действовать в соответствии с приказами из Вашингтона.

Регулярная группировка ВМС США у берегов Кипра и в Красном море на сегодняшний день достаточно крупная, и обычно включает в себя более 10 кораблей, большая часть которых — эсминцы класса «Арлей Бёрк» и крейсера «Тикондерога» с полным боезапасом «Томагавков» и «Гарпунов». В такой ситуации наша КУГ находится в меньшинстве, что требует пребывания в радиусе прикрытия береговыми ПКРК «Бастион», развёрнутыми на сирийском побережье. Ту-214Р сможет очень успешно контролировать действия американских АУГ близ наших кораблей до октября-ноября 2016-го года, когда на боевое дежурство заступит ТАКР пр. 1143.5 «Адмирал Кузнецов» с его 279-м ОКИАП.

Как мы уже знаем, многочастотный радиотехнический комплекс самолёта МРК-411 способен работать в режиме «подповерхностной радиолокации» на дальности более 100 км, обнаруживая подземную инфраструктуру противника на глубине в несколько десятков метров. Высокая точность обеспечивается применением 2-хсторонней бортовой РЛС с ФАР, а также подфюзеляжной хвостовой РЛС в радиопрозрачном выпуклом обтекателе. МРК-411 способен работать в режиме SAR (синтезированной апертуры) как по наземным, так и по надводным целям на дальности до 250 км, что больше чем у американского E-8C «J-STARS».

Ту-214Р в координации «зачистки» Алеппо и северных границ. Сколько бортов необходимо для Сирийского ТВД?
Рубежи разведываемых территорий Украины посредством работы комплекса МРК-411 борта RA-64514 во время стягивания Киевом войсковых подразделений для обстрелов городов Донбасса

Оптико-электронная прицельная система «Фракция» позволяет установить визуальный контакт с морскими и наземными целями на дальности в несколько десятков километров (в зависимости от метеорологических условий): происходит классификация и идентификация целей, а также наблюдение за происходящим на этих объектах.

Учитывая непредсказуемое поведение кораблей ВМС США в Средиземном море, а также необходимость контроля и координации военных операций на северо-западе, севере и в центре Сирии, группировка ВКС России должна быть оснащена двумя бортами Ту-214Р, но взрывоопасная ситуация на Донбассе, у границ Крыма и в Балтии заставляет придерживать борт RA-64511 на авиабазах европейской части России.

Источники информации:
//oko-planet.su/politik/politikarm/330858-perelomnyy-moment-kak-vzyatie-aleppo-mozhet-povliyat-na-razreshenie-siriyskogo-konflikta.html
//m.newsru.com/world/29jul2016/tu214.html
//militaryrussia.ru/blog/topic-661.html