«Военный Паритет» назвал идею разработки такой подлодки «утопией», «приукрасив» слова Дорофеева из интервью для ТАСС. Он разъяснил для новостного агентства лишь то, что невозможно полностью реализовать возможности 2-х типов подлодок в одной субмарине, но вовсе не заявлял о какой-либо утопии данной концепции. И это действительно так.
Во-первых, крылатые ракеты семейства «Калибр» унифицированы со всеми 533-мм торпедными аппаратами РПКСН, МАПЛ и торпедных подводных лодок: нести это уникальное малозаметное ВТО может любая российская дизель-электрическая и атомная субмарина от «Палтуса» и «Щуки-Б» до «Ясеня» и «Борея». Количество СКР типа 3М14Т на подлодках зависит исключительно от объёма отсеков для торпедного вооружения. Только по этой способности можно смело причислять ПЛАРБ типа «Борей» к классу универсальных атомных субмарин.
Второй вопрос касается допустимой маневренности ПЛАРБ и МАПЛ, которая у каждого класса подлодок отличается. Исходя из наличия сложных и массивных пусковых агрегатов в ШПУ БРПЛ, а также большой массы единицы снаряжения (каждая Р-30 «Булава-30» весит 36,8 тонн), любая ПЛАРБ имеет некоторые конструктивные ограничения по перегрузкам в момент маневрирования с полным арсеналом баллистических ракет на борту. Но несмотря на это, к примеру, 5 обитаемых титановых корпусов, формирующих прочность конструкции подлодки пр. 941УМ, позволяют ей маневрировать с приличными перегрузками, а также осуществлять «резвое» аварийное всплытие с «выпрыгиванием». Отрабатывался этот манёвр и с «Бореем». Шахтная пусковая установка с 20 ТПК для ракет РСМ-52 или РСМ-56 расположена между 2 передними титановыми корпусами, которые держат арсенал в безопасности в самых сложных условиях.
Из этого можем сделать вывод, что проектирование универсальной подлодки-носителя крылатых и баллистических ракет с достаточно прочным корпусом и высокими маневренными качествами — вполне выполнимая в XXI веке задача.
Третий вопрос относится к уровню шумности универсальной подводной лодки на тихом и полном ходах. Как известно, современные звукопоглощающие материалы корпуса, виброизолирующие платформы и крепления агрегатов в машинных отделениях, а также системы вспомогательного электродвижения (ВСЭД) позволяют любому типу атомных подлодок минимизировать мощность их акустического поля, особенно по широкополосным и тональным компонентам гидроакустических волн, генерируемых работой турбины, редукторов, различных гидродинамических органов. Но это не отменяет понятия подводного водоизмещения, которое у ракетного подводного крейсера стратегического назначения в подавляющем большинстве случаев больше, чем у МАПЛ (ПЛАРК). К таким крупным субмаринам будет относится и универсальная АПЛ, расчётное подводное водоизмещение может превышать 17-20 тыс. тонн. Акустическое поле такой подлодки на среднем и полном ходу, особенно при классическом исполнении движетеля, будет гораздо выше, чем многоцелевой АПЛ с меньшим водоизмещением.
Первый выход — тихий ход, при котором шумность «универсального» подводного крейсера будет сравнима с обычной ПЛАРК. Это подтверждается и сравнительным графиком зависимости надводного водоизмещения МАПЛ и ПЛАРБ на тихом ходу от средних интегральных уровней шумности этих подлодок, который привели в своей работе капитаны 1 ранга В. Пархоменко и Ю. Пелевин. Но постоянная необходимость малошумного хода исключает многоцелевые качества универсальной подлодки, потому что в круг её задач будет входить борьба с американскими авианосными ударными группировками, где развитая система ПЛО на базе P-3C «Орион», P-8A «Посейдон», корабельных ГАК AN/SQQ-89(V)15 и беспилотных противолодочных кораблей «Sea Hunter» никак не позволяет нашей подлодке действовать на малых скоростях.
Для этого потребуются разработка принципиально нового исполнения конструкции движительной установки, которая уже встречалась в эскизах перспективной китайской многоцелевой подводной лодки Тип 095. Здесь планируется реализация водомётного движителя внутрикорпусного расположения с фронтальными водозаборниками. Такая установка значительно тише стандартной и позволяет ходить на более высоких скоростях. Подобный универсальный РПКСН может стать 5-м поколением российских АПЛ.
Президент ОСК Алексей Рахманов сообщил более обнадёживающую информацию о качествах перспективной многоцелевой подлодки класса «Хаски». Принадлежность к 5-му поколению должна выражаться не только малошумности нового подводного крейсера, но и в получении стратегических возможностей, присущих ПЛАРБ. Тем не менее, согласно ТТЗ на новую субмарину, её водоизмещение позволит брать на борт исключительно перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты 3М22 «Циркон» и стратегические дозвуковые ракеты семейства «Калибр». Отсутствие БРПЛ в арсенале не позволит дотянуться «Хаски» до уровня РПКСН. Универсальная субмарина предполагает совсем иную усиленную конструкцию и гораздо большее водоизмещение.
Благодаря замечательным унификационным возможностям «Калибров», наши РПКСН «Борей» уже получили некоторую долю универсальности, но ограниченное количество СКР и узлы прочности, не соответствующие корпусам лёгких и маневренных МАПЛ, флоту требуется новая подлодка, поскольку в ВМС США подобная универсализация также не стоит на месте.
За период с конца 2002 и до начала 2008 года «Electric Boat» в соответствии с 443-миллионным контрактом с ВМС США провела переоборудование 4-х американских ПЛАРБ класса «Огайо» в ПЛАРК-носители СКР BGM-109C/D «Tomahawk». У каждого подводного крейсера в 22 из 24 ячеек-ТПК было установлено 1х7 ВПУ «Томагавков» (полный боезапас составляет 154 ракеты). С этого момента 1/3 часть стоящих на вооружении ВМС «Огайо» превратились в многоцелевые АПЛ. Но самое главное в том, что новые ВПУ имеют очень гибкую конфигурацию установки в ШПУ оставшихся 14 ПЛАРБ «Огайо».
Последние спустя 5-7 лет будут заменены на перспективные ПЛАРБ класса SSBN-X. А оставшиеся «Огайо» вполне могут оснастить 10 неподвижными «барабанами» с 70 «Томагавками» и 12 (или 14) баллистическими ракетами последней версии UGM-133A «Trident II-D5». Вот вам и универсальная подлодка с огромным арсеналом крылатых ракет и достойным количеством БРПЛ. Частичное переоборудование 14 ПЛАРБ может занять примерно 7-8 лет, а значит, уже после середины 20-х годов число подводных американских «Томагавков» может превысить полторы тысячи. Поэтому, сколько бы ни ходило разговоров о целесообразности разработки универсальных АПЛ, наш подводный, численно уступающий американскому, нуждается в такой программе как никогда.
Источники информации:
//pentagonus.ru/publ/snizhenie_shumnosti_ehnergeticheskogo_oborudovanija_amerikanskikh_atomnykh_podvodnykh_lodok/36-1-0-1298
//bastion-karpenko.ru/ssbnx/
//youinf.ru/korabli-arsenaly-kalibrov/
Нет Комментариев