Мудрецы считали, что о человеке нужно судить не по словам, а по делам его. То же можно сказать и о любом человеческом сообществе – государстве, к примеру. Не так давно в прессу просочились сведения о том, что Эстония и Великобритания ведут переговоры о создании на территории Соединенного Королевства виртуальной копии вышеуказанного балтийского государства, якобы с целью предупреждения «российской кибератаки».

 

Из этих же публикаций в СМИ стало известно, что Эстония уже какое то время хранит в своих посольствах электронные копии государственных документов. И, естественно, мотивируется это той же самой «российской угрозой».

Тема угрозы, якобы исходящей от восточного соседа, не является чем-то новым во внешней и внутренней политике эстонского государства. Это, похоже, уже стало неким государствообразующим символом, который прочно закрепился в сознании населения страны, которое транслирует его во внешний мир, прося и даже требуя помощи и защиты от «русского медведя». Надо сказать, что у тех, к кому эти призывы обращены, они находят радостное понимание, ибо абсолютно точно соответствуют их намерениям и долгосрочным планам. Постоянное муссирование темы угрозы с Востока позволяет НАТО активизировать свою деятельность и приблизить ее к самым границам России. На территории Эстонии размещается значительный контингент тяжелой техники и живой силы НАТО. По сути дела, страна стала военной базой альянса. При этом на фоне нарастающей военной истерии рушатся экономические связи между Эстоний и Россией, которые складывались веками. Еще совсем недавно эстонцы с удовольствием отправляли в Россию свою сельскохозяйственную продукцию, а Россия активно использовала порты прибалтийской страны для транспортировки своих грузов во многие страны. Теперь эти два встречных потока практически пересохли. И если для России этот процесс, конечно, не слишком приятен, но и не слишком заметен, то для Эстонии его последствия весьма печальны. Казна лишилась многомиллионных доходов, простые люди потеряли рабочие места.

Что в итоге? Вместо добрососедских отношений – противостояние, которое, если оно выльется в настоящий конфликт, оставит вместо прекрасной маленькой страны только виртуальную Эстонию на серверах какого-нибудь английского ведомства. И слабая экономика, которая не в состоянии обеспечить стране динамичное развитие. Все это – последствия грандиозного обмана, приобретшего статус государственной идеи: о том, что все беды в Эстонию приходили, приходят и будут приходить с Востока. Этот обман, эту болезнь необходимо вылечить, чтобы эстонский народ наконец-то зажил спокойно и достойно. Никого не боясь и рассчитывая на то, что его благополучие будет складываться как сумма мирного труда и хороших отношений с соседями. Чтобы жила и процветала Эстония реальная. А виртуальная? Пускай, конечно, тоже существует. Как туристический проспект, приглашающий насладиться эстонским гостеприимством.

Владимир Барсегян