Эксклюзив News Front. В гостях студии программы «На самом деле с Сергеем Веселовским» побывал Армен Бошян – политолог, эксперт из Еревана. Бошян уверен, что последние события в Армении являются лишь этапом большого плана по изменению политической карты региона с нарезкой армянских земель. На этот раз госпереворот не удался из-за того, что оппозиция не получила двух базовых для этого вещей: «сакральную жертву» и массовую поддержку жителей столицы. Однако, попытки путча, вслед за которым в Армению придут хаос и анархия, будут продолжены в ближайшее время – в покое Армению не оставят.

 

 

Армен Бошян:

 

– Уже достаточно много чего произошло за последние несколько дней, что проясняет ситуацию вокруг Армении и вообще по миру. Мюнхенский стрелок проявился. Все чаще и чаще приходится выражать соболезнования погибшим, приходится констатировать и признавать факт того, что погибают невинные люди: в Европе, в Сирии. Когда начинались процессы в Сирии, пожалуй, европейцы не понимали, с чем они имеют дело. Может быть, сейчас поймут, но я очень сильно сомневаюсь.

 

Последние несколько дней в Ереване были очень насыщенными. Они были очень эмоциональными, обсуждаемыми. И вот что я скажу: я не перестаю восхищаться гениальностью политических технологий англосаксов. Гениально! Они с помощью этих политтехнологий, с цинизмом, с холодным расчетом практически управляют большей частью мира. В той или иной степени они имеют влияние на большинство стран. Безотказно работает! Причем разоблачать их и выводить на чистую воду сложно, потому что в тебя начинают лететь шишки, обвинения чуть ли не в сотрудничестве с властями и так далее.

 

Посмотрите, что произошло на Украине. На Украине, по сути, сторонников справедливости (имею в виду тех, кто вышел на майдан простых граждан), сторонников территориальной целостности страны цинично использовали для ее развала. Гениальный просто ход! То есть, людей, которые всерьез и совершенно искренне желают процветания своей стране, своему народу, людей, которые совершенно искреннее желают территориальной целостности, в случае Армении – даже расширения территории, – этих людей с помощью методов стравливания, с помощью простейших механизмов, которые существуют тысячи лет, использовали для развала.

 

Говорят, что Украина – это страшилка всех революций. Это не так. Страшилка – это Сирия. Страшилка – это Югославия. Страны, от которых камня на камне не осталось, по большому счету, я уже не говорю о количестве жертв. Причем, да – там был плохой режим, недемократический, да – его свергли, но что пришло взамен?

 

Что мы имеем сегодня в Армении? Откладывая в сторону глобальное противостояние Россия – НАТО, конфликт в Сирии, конфликт в Карабахе, все равно все сводится к серьезнейшим эмоциональным переживаниям, которые охватывают армян по всему миру, а особенно тех, кто живет в Ереване. Я не видел в своем окружении ни одного человека, который бы верил, что в Армении выборы не фальсифицируются. Я не берусь утверждать юридически насколько это так или не так, но в целом у народа есть сильнейшее недоверие к власти. Можно сказать, что власть в Армении –  это очень схоже с той ситуацией, в которой был Янукович на Украине. Никакого доверия со стороны народа. Ну, очень небольшая степень доверия. И здесь мы можем сказать, что власти невозможно рассчитывать на то, что у нее есть сторонники.

 

Ну, а что же оппозиция? Вся хохма, весь парадокс ситуации в самой оппозиции. Вот в той радикальной, которая объявляет сейчас, что оружие им надо, чтобы осуществить переворот, поменять режим. Неужели в Армении кто-то наивно верит в то, что здесь собираются менять режим? Что такое режим? Режим – это система. Это когда вся экономика страны в руках нескольких олигархов. Вот что такое режим. И никто в Армении не собирается менять режим. Никто не собирается создавать справедливое общество. Я имею в виду политические силы, люди этого хотят, естественно. Никакая политическая сила не собирается тут что-то национализировать – всех устраивает олигархический строй. Просто одни олигархи хотят сменить других. То есть, речь идет о перераспределении собственности. А хаос, который надвигается на нашу страну, преследует цель перекроить карту нашего региона. То есть, сдать земли армянские. Вот какова цель – изменить политическую карту нашего региона. И поэтому этот хаос надвигается.

 

Если кто-то наивно думает что за 25 лет ужасного состояния общества, социальной нищеты, несправедливости армяне только сегодня вспомнили, что мы живем при олигархическом капитализме, то он глубоко ошибается. А сегодня мы вспомнили, потому что после четырехдневной войны был провал – Азербайджану ничего не удалось захватить, и надо ослабить страну изнутри. И здесь, опять же, мы имеем дело с властью, которая не поддерживается народом, которая делает ошибки. И есть оппозиция. Я напомню, что это та самая оппозиция, которая с оружием в руках захватывает власть, именно эта оппозиция года два назад анонсировала сбор подписей в свою поддержку. Это не я придумал. Это придумала сама оппозиция. Они объявили всенародный сбор подписей для того, чтобы получить высокую степень легитимности своих действий. Им нужно было набрать примерно 400 тысяч подписей. Тут мы говорили, что власть фальсифицирует и так далее. Но когда ты сам собираешь подписи, а копии отдаешь в Конституционный суд, я сам это делал, сам собирал, – не может власть фальсифицировать подписи, которые ты сам собираешь. Это просто бред сивой кобылы. Оппозиция сама анонсировала несколько лет тому назад сбор подписей в свою поддержку, и эта операция провалилась. Они не могли набрать даже несколько тысяч подписей, под так называемыми «гражданскими договорами». Кроме того, по Конституции Армении, если человек обладает ресурсами, достаточными для того, чтобы 300 тысяч человек поставили подписи под законодательными инициативами, можно создать в Армении параллельное правительство. Есть такой путь. Но для этого нужна поддержка реальная в виде подписей 300 тысяч человек. То есть, ты можешь предлагать какие угодно законодательные инициативы в обход парламента, их будут принимать в таком случае на референдуме. Можно в Армении действовать по закону, и тут фальсификации невозможны, потому что ты сам собираешь эти подписи. Ну, ты же не будешь сам себя обманывать? И именно этот путь выбрала оппозиция. Что я хочу сказать – они выбрали путь, чтобы получить народную поддержку, и они не получили народную поддержку. То есть, они остались в меньшинстве и взялись за оружие теперь.

 

И какую картину мы имеем, если сказать честно и объективно? Одно меньшинство в виде власти без народной поддержки кто-то очень хочет сменить на другое меньшинство тоже без народной поддержки. А народ просто сидит и наблюдает. И вся эта операция с захватом полицейского участка, где использовались искренние порывы людей, – она была рассчитана на то, что на улицы выйдут десятки тысяч человек. Этого не произошло. Мне говорят в обсуждениях, что армяне выучили урок майдана – это не так. Урок майдана никакая страна не выучила, к сожалению. Потому что, если бы мы учились на чужих ошибках, то мы выучились бы на примере Югославии. Да и на событиях 1991 года, почему бы не поучиться? Но этого не происходит. В массе своей народ руководствуется эмоциями. А толпа управляемая и манипулируемая.

 

Вся эта операция была рассчитана на получение «сакральной жертвы». Сами захватчики, я, кстати, не использую слово «террористы», потому что со стороны официальных армянских спецслужб их действиям такое понятие как «терроризм» не присвоено. Во всяком случае, в официальных заявлениях в Армении этот термин не используется. Так вот захватчики дают у нас свободно интервью. Такая вот ситуация. И один из их лидеров сказал, что они ждут уже несколько дней штурма. Он в порыве эмоций сказал это. А что такое штурм? Штурм – это эффект жертвы. То есть, вся эта операция была рассчитана на получение «сакральной жертвы», на базе которой должны выйти десятки тысяч людей. Но вышло все наоборот – погиб полицейский, пока единственная «сакральная жертва», кстати, про которого многие уже забыли. Такая информационная среда сложилась в Армении.

 

Как работают оппозиционные наши СМИ? Да все очень просто. Звучат призывы в социальных сетях бить полицию. Как будто этот строй, как будто наши заводы и фабрики, эта полиция, что стоит, грабила. Тех, кто выступает против столкновения армянина с армянином, то есть – гражданских с полицией, начинают обвинять во всем чем угодно, в поддержке режима… Тех же, кто выступает за столкновения с полицией, настраивают на более агрессивный лад. То есть, четко идет работа по созданию раскола в обществе. Эта работа планомерно идет уже несколько лет. Все это не сегодня началось. Просто нужно довести это до такой точки кипения, чтобы внутренняя дестабилизация в Армении позволила перекроить карту региона так, чтобы за это никто не отвечал. Когда тут будет анархия и безвластие, естественно будет перекроена карта региона, а когда придет новый Порошенко, новая в кавычках «власть», то некому будет отвечать за то, что мы земли потеряли, солдат потеряли.

 

А сейчас еще есть кому отвечать. Есть армия, в которую, кстати, тоже внедряют раскол. Я получил очень неприятную информацию с мест, с границы – там тоже ведется работа по расколу. Наша армия не в идеальном состоянии далеко, но сейчас нам только не хватало раскола. Однако сейчас процессы идут на спад, потому что операция «сакральная жертва» не удалась. Я не могу гадать, но скорее всего власти не будут их штурмовать. Но все с новой силой вспыхнет в 2017 году. И тогда уже будет захват не одного полицейского участка, а десятков зданий в центре города с параллельным возобновлением боевых действий на границе. И сейчас это могло получиться, если бы народный протест перерос в более масштабный. То, что сейчас происходит в Армении – это всего лишь часть большого плана по раскройке карты региона.

 

Беседовал Сергей Веселовский

 

 

Текст подготовил Игорь Орцев