Одесский припортовый завод. Один из немногих оставшихся на территории Украины высоколиквидных предприятий, находящееся в госсобственности и производящее пользующуюся высоким спросом химическую продукцию – минеральные удобрения, Украина наконец-то решилась продать.

 

 

Подготовка ОПЗ к продаже сопровождалась многочисленными скандалами.

 

Это понятно, актив – один из немногих, который продать можно быстро и сравнительно не дешево. Условие продажи, правда, подразумевало что покупателями не будут бизнесмены из «страны агрессора», под которой украинство почему то подразумевает Россию. Покупатели, как говорила хунта, уже выстроились в очередь, трясут своими чековыми книжками. И вот, ОПЗ был выставлен на продажу, а желающих купить его в реальности как то… не нашлось.

 

Купцы сказали – дорого.

 

По официальной версии, потенциальных инвесторов смутила стоимость актива. Учитывая задолженность предприятия в размере $193 млн перед компанией Group DF, пеню, проценты и обсуждения финансово-долговых вопросов в Стокгольмском суде, некоторые потенциальные инвесторы пожелали реструктуризации долга. В итоге, ОПЗ был снят с продажи, и перевыставлен, с учетом пожеланий покупателей, будет ориентировочно в сентябре. Первоначальная стоимость актива составляла 13,2 миллиардов гривен. Заявки на участие в конкурсе не поступило ни одной.

 

Но это была официальная версия, о ней говорили в СМИ. Есть и другая версия реальных опасений потенциальных покупателей. Первое – непонятная политическая ( и геополитическая) ситуация на Украине в целом, и подвешенный вопрос с территориальной принадлежностью Одессы в будущем. Тут вспоминается анекдот про атлас, школьника и учителя географии, смысл которого состоит в том что отец отказался покупать сыну атлас, пока не будут окончательно установлены границы государств. Что бы новый каждый раз не покупать. Так и с заводом – потенциальных покупателей несколько напрягает, что после покупки актива его администрацию окружат непонятные «АТОшники» в камуфляже с автоматами и пулеметами и предъявят какие-нибудь свои права на предприятие. Так же и геополитическая ситуация не дает пока никакой конкретики, в составе какого государства в обозримом будущем окажется Одесская область – не совсем понятно.

 

Есть еще один момент – аммиакопровод, идущий от Тольяттинского азотного завода, поставляющий как аммиак на перевалочный порт, так и в виде сырья на ОПЗ. В портовой зоне Тамани идет строительство крупного производственного центра, который будет ориентирован на экспорт аммиака в Европу и азиатские страны. Производственные мощности должны быть построены ориентировочно к 2020 году, после чего необходимость в аммиакопроводе идущем по одичалым территориям отпадает как таковая. Соответственно и ОПЗ остается без сырья, следовательно его ценность определяется лишь в виде стоимости чермета, на который его можно будет сдать вместе с аммиакопроводом.

 

Процесс переноса транзитных магистралей в обход стремительно дичающих территорий говорит только о том, что в будущем ничего хорошего на них происходить не будет. Проще проложить маршруты и трубопроводы в обход, чем договариваться с «проводниками», «вождями», «патриотами», «поводырями» и прочими непонятными «диктаторами» коих скоро будет довольно много на квадратный километр разлетевшейся на куски «второй Франции».

 

Сергей Александровский