– Что такое путч?
– Путч – это неудавшаяся революция.
– А что такое революция?
– Это удавшийся путч.
Х/ф «Зефир в шоколаде»
Несмотря на то, что аресты, обыски, взаимные обвинения и громкие заявления в Турции еще продолжаются, можно сказать, что ситуация взята Эрдоганом и правительством страны под относительный контроль. Большая часть «мятежников», в том числе главные идеологи путча либо сдались Эрдогану – либо бежали из страны. Открытое вооруженное сопротивление оппозиции прекращено, протесты подавлены, все средства массовой информации взяты под контроль.
Однако, если разобраться, ситуация в Турции остается очень напряженной – и купировав последствия неудавшегося путча, Эрдоган никак не решает системные проблемы турецкой модели управления государством.
И противники Эрдогана лично и нынешнего курса Турции ведь никуда не делись – а после произошедших событий и очень жесткой реакции власти их число даже выросло. Тем более, что реформы во многих сферах общественной жизни и госуправления давно назрели, и не проведя их, президент и правительство будут жить «по соседству» с тлеющим пожаром, готовым в любой момент разгореться вновь и спалить всё дотла…
И все же, почему же госпереворот не удался? Что помешало мятежникам взять власть в свои руки – тем более, что в какой-то момент показалось, что их цель почти достигнута.
А дело в том, что военные руководили попыткой смены власти «по-военному», решив положиться исключительно на силу оружия. Если бы они в тот момент, когда взяли контроль над телевидением и радио, попросили бы противников Эрдогана (и оппозиционеров к правящему режиму в целом) выйти на улицы и поддержать их – то у «мятежников» появилась бы социальная поддержка, и путч начал бы трансформироваться в народную революцию. Однако они почему-то поступили с точностью до наоборот: объявили комендантский час и запретили людям выходить на улицы.
И уже через несколько часов они оказались в «социальном вакууме», не обретя легитимности в глазах народа и международного сообщества, – до такой степени, что стало вообще непонятно “во имя чего и кого” планируется смена власти. Не предложив людям никакой внятной идеологии или платформы, лишь заявив, что Эрдоган «предал интересы Родины», они, видимо, посчитали, что военный контроль над основными объектами инфраструктуры столицы автоматически гарантирует им победу и переход всех силовых ведомств и структур страны на их сторону. Что, конечно, же было не так.
А сторонники Эрдогана, тем временем, дома сидеть не собирались – и через какое-то время военные, к тому моменту уже установив контроль над Босфором, большей частью госучреждений и СМИ, оказались лицом к лицу с десятками тысяч разъяренных людей, не имея на своей стороне никакой поддержки. Да, у них было оружие – и они начали применять его, но это только настроило большую часть общества против них.
И настроила против них многих военных и силовиков, которые к тому моменту еще сохраняли нейтралитет – но увидев, что путчисты готовы расстреливать мирных граждан, они заняли сторону Эрдогана и действующей власти. С этого момента стало ясно, что попытка смены власти провалилась: путч так и не стал революцией!
Военные решили провести смену власти по-военному быстро и жестко, однако власть существует «от людей» и «для людей», и без социальной поддержки любой мятеж, даже подкрепленный силой оружия, обречен на провал. Без “народной” составляющей любое восстание превращается в банальный военный мятеж, который власть подавляет при поддержке общества – так как никакого оправдания путчистам, расстреливающим мирные демонстрации, в глазах народа быть не может.
Именно попытка произвести смену власти в отрыве от людей и общественного мнения, этакий «дворцовый переворот», и сыграла с военными злую шутку – в наш век информационных технологий такие вещи уже не проходят.
«Мозгом» переворота, как сообщало государственное агентство Турции Anadolu со ссылкой на неназванные ресурсы, являлся бывший полковник вооруженных сил страны Мухаррем Кёсе. До марта он занимал пост правового советника главы турецкого Генштаба и был уволен с этой должности за неназванное должностное преступление.Местонахождение Кёсе в данный момент неизвестно.
Помощником Кёсе в организации переворота турецкие СМИ называют члена высшего военного совета Турции генерала Акына Озтюрка. Озтюрк до августа 2015 года занимал пост командующего ВВС Турции, а в августе 2016 года должен был уйти в отставку с военной службы.
В турецких изданиях прошла информации, что еще в прошлом году группа офицеров докладывала в Генштаб Турции, что Озтюрк связан с организацией сторонников живущего в США духовного деятеля Фетхуллаха Гюлена, а также о том, что генерал «обладает потенциалом, позволяющим совершить военный переворот». Озтюрк оказался в числе тех генералов, которые были задержаны после переворота.
Как вечером 18 июля сообщило государственное агентство Anadolu, Озтюрк признался в организации переворота. Одновременно негосударственные (и оппозиционные Эрдогану) СМИ, например, телеканал NTV, напротив, приводят заявления Озтюрка, в которых он категорически отрицает любую свою причастность к заговору. «Я не составлял план переворота и не управлял им, и я не знаю, кто это сделал», — передает слова Озтюрка NTV.
Судебные инстанции Турции санкционировали аресты 41 из 103 генералов, которых турецкие власти задержали после попытки переворота. Среди попавших под арест офицеры очень высоких должностей и рангов — начальник базы НАТО Инджирлик генерал Бекир Эркан Ван, командующий Второй армией (дислоцирующейся на границах с Сирией, Ираком и Ираном) Адем Худути, а также полковник Али Язычи.- военный советник Эрдогана!
Итак, один из главных вопросов – почему организаторами и главной движущей силой неудавшегося переворота стали именно военные? Дело в том, что все последнее время Эрдоган старательно «зачищал» военные элиты, пытаясь избавить армию от, по его мнению, «нежелательных элементов» – тех, кто не поддерживал его политический вектор и амбиции. К тому же боясь (и как мы видим не зря) силы армии и решительности высшего военного руководства, Эрдоган старался всячески рассредоточить власть и снизить влияние «силовиков» на политику. И это породило огромное недовольство в военной фронде, в том числе и среди спецслужб, в которых, и об этом знают немногие, тоже шли свои «чистки».
И судя по тому, что происходит, они будут не только продолжены, но и усилены – с присущим Эрдогану «размахом». Что будет только способствовать усилению напряженности в обществе и расколу внутри военных и силовых элит.
Впрочем, стоявшие за организацией переворота люди – и не только в Турции, но и в тех же США и Европе есть много тех, кто желал бы ухода Эрдогана с поста президента, – все еще надеются, что у них есть шансы на реванш. При этом, несмотря на свою антипатию к Эрдогану, я думаю, что его свержение обернулось бы для нашей страны большими трудностями – так как рвавшиеся к власти люди обвиняли Эрдогана в предательстве интересов Турции, в том числе и через налаживание отношений с Израилем и Россией. Они настаивали на более жесткой линии поведения во внешней политике, и если бы они взяли власть в свои руки, то наши отношения с Турцией сразу перешли бы в формат «холодной» – если даже и не «горячей» войны.
Эрдоган же сейчас крайне заинтересован в нормализации отношении с нашей страной и в ближайшее время можно ждать от него серьезных уступок и ситуативного сближения с Россией – что, конечно, не отменяет его политического авантюризма и «османского» реваншизма, от которых турецкий президент едва ли когда-то “вылечится”. Идея построения «великой Турции» по лекалам Османской империи владеет им безраздельно, и это, кстати, тот фундамент, на котором строится равно как его поддержка внутри Турции, так и оппозиционные настроения.
Но вместе с тем, отстранение Эрдогана от власти и приход к руководству Турцией военной хунты, по моему твердому убеждению, – это худший вариант для нашей страны. Нескрываемый реваншизм многих турецких военных в отношении Сирии, Израиля и России мгновенно накалил бы обстановку в регионе – вплоть до открытого военного конфликта, что учитывая, что Турция является членом НАТО, грозило перерасти в новую мировую войну.
И с этой точки зрения я рад, что государственный переворот в Турции не удался – лучше авантюрист-Эрдоган, который все же способен договариваться и идти на компромиссы, чем генералы, желающие доказать всему миру, что «Турция способна жестко отстаивать свою позицию», и привыкшие все вопросы решать исключительно с помощью оружия.
специально для News Front
Нет Комментариев