Турция готова восстанавливать мир и стабильность на Ближнем Востоке в союзе с Ираном и Россией

 

Президент Турции Реджеп Эрдоган выступил с предложением нового союза между Ираном, Турцией и РФ. Идея была озвучена в ходе телефонного разговора с президентом Ирана Хасаном Роухани.

 

 

«Мы сегодня больше, чем прежде, полны решимости рука об руку с Ираном и Россией, во взаимодействии с ними способствовать решению региональных проблем и намерены активизировать усилия по возвращению мира и стабильности в регион», — заявил Эрдоган, слова которого цитирует иранское информационное агентство IRNA.

 

Следует отметить, что разговор состоялся после попытки государственного переворота в Турции и, вне сомнения, связан с ним. «В настоящее время ситуация нормализуется, но пока рано говорить о том, что все закончилось», — добавил турецкий лидер. Роухани, со своей стороны, отметил, что нет сомнений в том, что «спокойствие в странах исламского мира не устраивает ни террористов, ни некоторые сверхдержавы», а события пятничной ночи показали, «кто Турции друг и кто враг, причем не только внутри самой страны, но и за ее пределами».

 

Анкара, теперь значительно отдалившаяся от США, ЕС и НАТО, будет пересматривать архитектуру внешних отношений. На первый взгляд турецкое предложение — декларация о дружеских намерениях, и оно может быть воспринято только позитивно. Однако Москве, прежде чем соглашаться, следует принять во внимание тонкости восточной дипломатии и четко определить свою роль в союзе.

 

 

Союз трех

 

У РФ и Ирана давно сложились прочные связи, процесс же восстановления российско-турецких отношений будет непростым, но он уже идет. Сотрудничество Турции и Ирана в рамках возможного союза может показаться довольно странным, учитывая существующие разногласия в региональной политике. Но Эрдоган, несмотря на репутацию «неудобного» политика, готов демонстрировать гибкость и идти на примирение в случае необходимости. 27 июня он договорился о  нормализации дипотношений с Израилем и практически одновременно принес неожиданные извинения России за сбитый Су-24.

 

К слову, Израиль — это еще один потенциальный участник союза. Взаимодействие четырех региональных держав способно серьезным образом задеть интересы США на Ближнем Востоке.

 

Камнем преткновения, в первую очередь с Ираном, является позиция Турция по Сирии. Роухани оказывает сирийскому президенту Башару Асаду военную и политическую поддержку, а Эрдоган придерживается иного мнения относительно Дамаска. Но и здесь Эрдоган готов идти на уступки, и об этом пошли слухи практически сразу после принесенных России извинений. В частности, FT писала, что Анкара на фоне сближения смягчит позицию по отношению к режиму Асада.

 

Союз Москвы, Тегерана и Анкары может придать новый импульс процессу мирного урегулирования. На днях эксперт Германского института глобальных и региональных исследований Штефан Розини высказал мнение в интервью Deutschlandfunk, что западным лидерам для разрешения сирийского конфликта необходимы «реалистичные переговоры» с Ираном, Россией, Саудовской Аравией и Турцией.

 

Три державы могут создать мощный экономический, политический и военный союз, который закрепит многополярный миропорядок. Близким аналогом такого «тройственного» союза, хотя и с другими акцентами, является треугольник Индия — Китай — Россия.

 

 

На наших условиях

 

Вероятно, перспективы и детали союза между РФ, Турцией и Ираном станут более ясными после встречи Эрдогана и президента Владимира Путина. В среду информацию о ней подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: она состоится в первой декаде августа на территории России, в каком городе, точно пока неизвестно. Ранее появились сведения, что встреча может пройти в Баку, но Песков это опроверг, уточнив, что в Баку пройдет трехсторонняя встреча президентов России, Азербайджана и Ирана. Но эти два события определенно взаимосвязаны и будут касаться общего круга проблем.

 

Москве необходимо прощупать все подводные камни. Султанские амбиции Эрдогана хорошо известны, и вопрос заключается в том, будет ли какая-либо из сторон претендовать на роль в лидера в альянсе. Также стоит вспомнить уроки истории: реверансы Турции не всегда оборачивались для нас выгодами и благоприятными последствиями. Возможно, что турецкий лидер лишь разыгрывает партию, а спустя какое-то время, поиграв на нервах США и ЕС, начнет демонстрировать примирительные шаги по отношению уже к Брюсселю и Вашингтону.

 

Но один аргумент остается железным: никакой союз на Ближнем Востоке невозможен без России, а благодаря политике и военным действиям ее влияние серьезно возросло. Это признают и за океаном: помощник кандидата в президенты США Дональда Трампа губернатор штата Нью-Джерси Крис Кристи на съезде Республиканской партии в Кливленде отметил,  что из-за ошибок, допущенных Хиллари Клинтон на посту государственного секретаря (2009–2013), Россия смогла вернуться на Ближний Восток в качестве ключевого игрока.

 

После попытки военного переворота в Турции в экспертной среде все увереннее звучат высказывания о том, что страна должна стать членом ЕАЭС и ОДКБ, но нужно понимать: это объединения равных и — одновременно — участие в них требует уважения роли России. Если Анкара ради собственной и региональной стабильности готова строить многополярный мир, а не торговаться с Западом, тогда может сложиться влиятельный союз России, Турции и Ирана — впервые в истории.

 

Дарья Андреева