Турция выйдет из НАТО?

 

События пятничной ночи в Турции с большой долей вероятности войдут в историю, а их последствия еще долго будут давать о себе знать. Неудавшийся государственный переворот породил множество версий, заявлений и экспертных оценок. Прозвучало и мнение, что мятеж был в первую очередь выгоден самому президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, так как укрепил его власть и развязал руки для репрессий.

 

 

Другим также выгодным Эрдогану последствием, уже на внешних контурах, может стать пересмотр отношений Анкары и НАТО вплоть до полного выхода страны из альянса. Турция вступила в НАТО в 1952 году и является одним из самых сильных его членов, но в последние годы отношения Анкары и Североатлантического альянса переживают не лучший период.

 

 

Военное дело

 

Попытка государственного переворота осуществлялась рядом турецких военных, а военно-воздушная база «Инджирлик» стала одной из точек напряжения. В ночь на субботу база, где размещена авиация стран НАТО, участвующая в операции против ДАИШ (ИГ, запрещена в РФ. — ред.), была заблокирована и отключена от внешнего электроснабжения. Кроме того, турецкие лидеры прямо указывали в сторону Вашингтона и НАТО.

 

Так, министр труда и социального обеспечения Турции Сулейман Сойлу заявил, что за организацией путча стоят США, а Реджеп Эрдоган обвинил в организации мятежа проповедника Фетхуллаха Гюлена, живущего в «добровольном изгнании» в штате Пенсильвания. Глава МИДа Мевлют Чавушоглу сообщил о причастности к мятежу несколько турецких военных, служивших на «Инджирлике».

 

Таким образом, на репутации НАТО и Вашингтона появилось пятно, а Эрдоган легитимизировал свое право на чистки в армии: по подозрению в причастности к военному перевороту арестовано около 3 тыс. военнослужащих, среди которых 103 генерала и адмирала, а также главный военный советник президента Али Языджы и главнокомандующий базы «Инджирлик» Бекир Эркан Ван.

 

Еще один интересный момент: непосредственным участником госпереворота объявлен пилот, сбивший российский истребитель Су-24 и оказавшийся сторонником Фетхуллаха Гюлена. «Именно эти негодяи испортили отношения между двумя странами», — отметил мэр Анкары Мелих Гёкчек. И теперь Эрдоган может списать ухудшение отношений между РФ и Турцией на «плохих» военных, которые сбили российский самолет, а потом затеяли мятеж против самого президента, и за это они поплатятся если не жизнями, то погонами и свободой.

 

 

Между НАТО и Анкарой

 

Прошедший в Варшаве саммит НАТО должен был продемонстрировать решимость и сплоченность альянса перед угрозами, одной из которых считается Россия. Буквально спустя неделю эта ложная идиллия рухнула. Попытка военного переворота в Турции, как замечают эксперты, в первую очередь является ударом по Североатлантическому альянсу. Очевидно, что иметь столь нестабильного участника для НАТО совершенно невыгодно, но и сокращать свои ряды в эпоху Brexit, хотя такие прецеденты и были в истории альянса, — также серьезная имиджевая потеря.

 

Начало дискуссии о пересмотре отношений Турции и НАТО положил инцидент с российским Су-24. Вот еще несколько эпизодов, сигнализирующих о том, что этот союз дал трещину. У НАТО и Реджепа Эрдогана есть противоречия по поводу региональной политики, и особенно остро здесь стоит курдский вопрос. В НАТО и Вашингтоне полагают, что сирийский конфликт необходимо разрешать совместно с курдами, и не согласная с такой позицией Анкара не раз демонстрировала свою готовность идти на обострение.

 

Испортились отношения и на фоне миграционного кризиса: в начале марта Турция отказала в допуске в свои территориальные воды кораблям Североатлантического альянса, которые выполняли миссию по борьбе с нелегальным трафиком мигрантов. Месяц назад Анкара закрыла ФРГ доступ к «Инджирлику»  — этот демарш, скорее всего, стал реакцией на признание бундестагом геноцида армян.

 

Стали очевидны неготовность и нежелание НАТО прийти на помощь Турции в сложный час: президент США Барак Обама, Йенс Столтенберг, глава ЕС и верховный представитель ЕС по иностранным делам не спешили со словами поддержки режиму Эрдогана, пока не стало понятно, что мятеж подавлен.

 

На вопросы, от которых ушло руководство Североатлантического альянса, ответил в понедельник госсекретарь США Джон Керри. Он заявил, что Турция может потерять членство в НАТО, если руководство страны не будет соблюдать нормы международного права и принципы демократии. «У НАТО также есть требования в области демократии. НАТО будет очень тщательно взвешивать происходящее. Я надеюсь, что Турция будет принимать решения, которые соотносятся с тем, что, по их словам, является основой государства», — сказал Джон Керри в Брюсселе.

 

В Анкаре настроены куда более решительно и готовы пересмотреть свои отношения с Вашингтоном в том случае, если США не выдадут Фетхуллаха Гюлена. «Соединенные Штаты являются нашими друзьями и стратегическими партнерами. У нас с ними тесные отношения. Но я им говорю, что здесь есть глобальная угроза, попытка свергнуть законный режим, никакой религии или религиозных ценностей здесь нет», — отметил глава турецкого правительства Бинали Йылдырым. Очевидно, что Эрдоган будет настойчиво требовать выдачи Гюлена, но США на это не пойдут, так как такой шаг противоречит американским принципам, и это надолго отравит отношения Анкары и Вашингтона.

 

Что самое удивительное, незадавшийся военный переворот в Турции ослабляет НАТО, но усиливает «султана» Эрдогана, который мечтает об абсолютной власти и не нуждается в протекторате международных организаций и сверхдержав.

 

 

Российская база «Инджирлик»

 

С этой точки зрения интересна судьба авиабазы «Инджирлик», которая имеет стратегическое значение: это не только удобный плацдарм для борьбы с ДАИШ, но и самое крупное хранилище ядерного оружия в Европе.

 

Стоит напомнить: вслед за известиями об извинениях Эрдогана появились новости о том, что Турция предложила РФ сотрудничество в борьбе с ДАИШ в Сирии и может предоставить российским военным допуск на «Инджирлик». Тогда возник резонный вопрос, как такое возможно, если база контролируется силами НАТО, хотя нашей стороне, несмотря на имеющуюся военную инфраструктуру в Сирии, это предложение было бы также интересно. Впоследствии глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу опроверг эту информацию, но допущение на уровне слухов уже было сделано.

 

В случае разрыва Турции с Североатлантическим альянсом подобная рокировка станет куда более реальной, а для Анкары это еще и шанс продемонстрировать свое искреннее желание стать союзником Москвы. Тем более что теперь обе страны оказываются в конфронтации с НАТО, хотя в случае с Россией это происходит не по ее желанию.

 

Дарья Андреева