Представитель Государственного департамента США Джон Кирби заявил, что позиции России и США по Сирии, на самом деле, не сильно отличаются друг от друга, поскольку обе страны подписали резолюцию Совбеза ООН и являются сопредседателями в группе, которая активно добивается прекращения боевых действий в этой стране.
Из-за этого, по словам Кирби, завтрашний визит государственного секретаря США Джона Керри в Москву должен проявить намерения России бороться с запрещенными в нашей стране террористическими организациями «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра», а также обозначить стремление Кремля обеспечить возможность существования единой, неразделенной и плюралистической Сирии.
Кроме того, Кирби утверждает, что ближайшей целью Вашингтона является повсеместное применение режима прекращения огня в Сирии, а также начало процесса политического урегулирования, который, по мнению американцев, скорее «вероятен, чем невозможен».
Член совета ассоциации политических экспертов и консультантов, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что все переговоры между Москвой и Вашингтоном по решениям по Сирии будут исходить из положения дел, которое там складывается «на земле».
«На данный момент известно, что под Алеппо подразделения Сирийской армии заблокировали очень большую группировку террористов. Войска президента Башара аль-Асада сумели в этом районе успешно замкнуть окружение и сейчас планомерно уничтожают этих боевиков, причем в этом им, в свою очередь, активно помогают российские Военно-космические силы. Так что, очевидно, что любые военные успехи, любое изменение военно-стратегического баланса предполагают узаконивание нового формата на переговорах по Сирии, включая те договоренности, которые были подписаны между Россией и США», – констатирует Коктыш.
По словам Коктыша, в этом плане очень интересно, что завтра привезет в Москву Керри, поскольку здесь возможны варианты.
«В первом случае, это может быть предложение по подмораживанию конфликта, которое на сегодня, наверняка, было бы неинтересно официальному Дамаску, а во втором – речь может идти о каких-то других подвижках в официальной позиции США. Впрочем, торг, который сейчас возник между Россией и США, предполагает, что на уступки должна идти в первую очередь американская сторона», – резюмирует Коктыш.
Кроме того, как утверждает издание The Washington Post, Керри может предложить России обмениваться разведывательной и оперативной информацией по Сирии, что, впрочем, на проверку является крайне спорным заявлением, поскольку Москва и Вашингтон поддерживают разные стороны в рамках сирийского гражданского конфликта.
Научный сотрудник Института США и Канады Геворг Мирзаян в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что решение конкретных дипломатических вопросов, как тот же обмен информацией или какие-то пункты соглашения по Сирии – это не дело глав внешнеполитических ведомств, а технических комиссий министерств иностранных дел.
«Соответственно, если речь на переговорах с Керри пойдет именно об этом, то это лишь свидетельствует о том, что кооперация между Россией и США по Сирии зашла в тупик, вследствие чего, ситуацию могут решить только прямые переговоры лиц, ответственных за принятие решений. Что касается самих уступок по Сирии, то этот вопрос сложен для всех. Очевидно, что обе стороны, как Россия, так и США, должны идти здесь на какой-то компромисс, но большой вопрос вызывает, что может предложить Вашингтон по этому вопросу, учитывая серьезную слабость его позиций в рамках этого конфликта», – заключает Мирзаян.
Как утверждает Мирзаян, американцы не контролируют ситуацию в Сирии – там «рулит» Саудовская Аравия, немного Турция, но никак не США с так называемой умеренной оппозицией.
«У американцев есть козырь в виде курдов, где их позиции на практике действительно сильны и здесь возможен какой-то торг и диалог, но что касается «светской оппозиции», то влияние США на все эти процессы на сегодня минимально. Совершенно непонятно, что здесь США могут нам предложить. Конечно, если Керри встанет и скажет, что Вашингтон признает режим Асада легитимным, то это другой разговор, но понятно, что этого никогда не будет. По крайней мере, в среднесрочной перспективе. Соответственно, если все сведется к разговорам о том, что США как-то повлияют на «умеренную оппозицию», то это дискуссия ни о чем, поскольку у американцев здесь нет каких-либо эффективных рычагов влияния», – констатирует Мирзаян.
Поэтому, если переговорная позиция Керри сведется к торгу насчет умеренной оппозиции, то можно смело утверждать, что никакого результата на переговорах с Россией во время двухдневного визита Госсекретаря США в Москву достигнуто не будет и ситуация в этом вопросе продолжит оставаться патовой.
Впрочем, здесь интересна ремарка Кирби по поводу «единой, неразделимой и плюралистической Сирии», что может говорить о том, что Вашингтон хочет начать торг с Москвой в контексте урегулирования вопроса по будущему политическому устройству этой страны.
«Понятие «единая, плюралистическая Сирия» можно понимать очень по-разному, и как конфедерацию, и как федерацию, поэтому здесь существует очень большое пространство для диалога, в который будут вовлечены не только Россия и США. В этот вопрос активнейшим образом будет вовлечена Турция, а также Иран, не говоря уже о том, что свою большую лепту здесь сыграет Саудовская Аравия. Поэтому обсуждать и обговаривать эти вопросы только с США не имеет какого-либо практического смысла», – резюмирует Мирзаян.
Дмитрий Сикорский, ФБА «Экономика сегодня»
Нет Комментариев