За последние две недели в Белом доме дважды обсуждали вопрос минимизации значения ядерного оружия, передает Washington Post. Над новой программой ядерной политики США работает лично президент Барак Обама. Как может измениться роль стратегических наступательных вооружений, разбиралась «Экономика сегодня».

Фото:  Ядерное разоружение было одной из важнейших тем двух президентских сроков Обамы

 

Вашингтон намерен предложить России продлить на пять лет действие договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, известному также как СНВ-3. Прорабатывается и ряд других инициатив, например, глобальный  запрет на ядерные испытания, сокращение масштабов модернизации «ядерной триады» США и отказ от принятия новой крылатой ракеты с ядерной боеголовкой.  Прорабатывается также возможность снятия большинства ядерных вооружений с боевого дежурства.

 

«Такого рода инициативы вполне понятны. Ядерное разоружение было одной из важнейших тем двух президентских сроков Обамы. И здесь ему удалось добиться определенных успехов, в первую очередь вспоминается российско-американский договор от 2010 года о сокращении стратегических наступательных вооружений подписанного. Спустя три года он выдвигал предложения о новом сокращении стратегических вооружений. Такого рода инициативы находятся в русле его политики.

 

Что касается продления действий договора СНВ-3, то рискну высказать предложение, что инициатива будет поддержана Москвой. Но все остальные предложения Обамы по ядерной политике будут сначала детально изучаться и прорабатываться. Еще не факт, что они найдут отклик и других ядерных держав, на что есть ряд объективных причин», – комментирует нам глава Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк.

 

«В Москве неоднократно подчеркивали, что говоря о сокращении стратегических вооружений, обязательно следует учитывать связь наступательных и оборонительных систем, в  первую очередь глобальные американские планы в области противоракетной обороны. Стоит увязывать этот вопрос также со стратегическим потенциалом третьих ядерных держав, особенно Китая. Видимо, продление действие договора СНВ -3 в интересах и России и США, но что касается новых шагов, то это вопрос очень не простой. Задачу, вероятно, придется решать следующему американскому президенту», – продолжает эксперт.

 

Кроме того, стоит учитывать и внутреннюю борьбу по вопросу ядерного разоружения в американской верхушке. Согласно прошлогоднему докладу Стокгольмского института исследований проблем мира, за следующие 10 лет американцы собираются потратить на модернизацию ядерного оружия около 350 млрд долларов, на рубеже в 30 лет сумма может достигнуть фантастические триллион долларов.

 

«Не стоит забывать, что в США есть различные лоббистские группы, которые следуют собственным политическим интересам. Как известно, многие деятели республиканской партии США очень скептически относятся к перспективам сокращения контроля над ядерными вооружениями и новым договоренностям в этой области. В любом случае, вряд ли уходящий президент США сможет здесь сказать веское слово, проблемой займется его преемник», – резюмирует  Владимир Батюк.

 

Андрей Петров, ФБА «Экономика сегодня»