Главной сенсацией вчерашнего дня стало обнародованное письмо президента Турции президенту России с извинениями за сбитый Су-24. Несмотря на тонкости оригинального текста и перевода, смысл произошедшего однозначен – Эрдоган пошел на попятную.

 

В этой связи возникают два самых главных вопроса.

 

  1. Какие причины заставили турецкое руководство сменить позицию и «пойти на поклон» к Кремлю?

 

  1. Смягчится ли позиция России после письма, и потеплеют ли отношения между нашими странами.

 

По поводу первого вопроса уже есть множество спекуляций – от банальных (проваленный туристический сезон) до замысловато-конспирологических (из-за Brexit и других событий в мире Эрдоган понял, что остался без поддержки один на один с Россией и решил помириться). Какие их ближе к истине, покажет время.

 

Что же касается второго вопроса, что тут ясности больше.

 

Вчера комментарии по теме дали две знаковых фигуры – руководители обеих палат российского парламента: Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин. Они озвучили идентичную позицию, которая сводится к тому, что извинения недостаточно и оно запоздало. Турция должна выполнить все три российских условия нормализации отношений (извинения, материальная компенсация и наказание убийцы российского пилота), но письмо – хорошее начало.

 

И первые признаки некоторого потепления уже проявились.

 

Анкара анонсировала участие своего министра иностранных дел на саммите Организации черноморского экономического сотрудничества в Сочи 1 июля и его переговоры с Сергеем Лавровым.

 

А со стороны России вчера же выступил «Газпром», заявивший о готовности вести диалог с Анкарой по «Турецкому потоку».

 

Со стороны России это даже не шаги навстречу, а просто приоткрывшаяся дверь. Но после семи месяцев полномасштабной заморозки отношений и это выглядит значительным сдвигом.

 

Теперь самый интересный вопрос – выполнит ли Турция оставшиеся два условия России для полномасштабного восстановления отношений.

 

Ирина Алкснис