Завершился официальный визит президента России в Китай.

 

Как уже стало традиционным за последние годы, мероприятие оказалось масштабным и открыто демонстрирующим всему миру особые отношения, сложившиеся между странами.

 

Акцент поездки был сделан на экономическом сотрудничестве, подписаны десятки соглашений – в нефтегазовой отрасли, по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань, по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и т.д.

 

 

 

В то же время, есть подозрение, что не менее, а может быть даже более важной для текущих геополитических раскладов стала иная – военно-политическая – сторона российско-китайского сотрудничества. По этому поводу за последнее время появилось несколько крайне показательных моментов.

 

Как известно, в Азиатско-Тихоокеанском регионе резко обостряется ситуация. Помимо трений с соседями, серьезные проблемы возникают между Китаем и США. Настолько серьезные, что на днях журнал Newsweek опубликовал статью, посвященную неизбежности войны между странами.

 

Главный камень преткновения – территориальные споры в Южно-Китайском море между странами, которые оно омывает. США в данном случае выступает в традиционной роли затычки в любой бочке, активно поддерживая против китайских претензий другие страны региона – Вьетнам, Тайвань, Малайзию, Филиппины и Бруней.

 

В то же время, по мнению военных специалистов, в случае прямого военного столкновения у Китая против США нет шансов. Поднебесная активнейшим образом накачивает свои вооруженные силы, однако обладает рядом критических уязвимостей (в частности, в сфере ПВО), на преодоление которых ей требуется еще достаточно длительное время.

 

В этой ситуации нельзя не обратить внимания на то, официальный Пекин уже несколько раз подчеркивал, что одобряет и поддерживает позицию России по вопросу Южно-Китайского моря. Наша мнение сводится к тому, что никто из третьих стран не должен вмешиваться в дела региона и страны Южно-Китайского моря должны сами между собой прийти к разрешению противоречий.

 

В последний раз это произошло буквально накануне визита Путина в Китай.

 

Также прямо в ходе визита Путина Китай приостановил коммуникации с Тайванем, что было воспринято как разрыв дипломатических отношений и среди поддерживающих Тайбэй сил было расценено, как готовность Пекина перейти к военным действиям.

 

Но в любом случае действительно возникает вопрос: какие достигнуты договоренности между Россией и Китаем в сфере военно-технического и военно-политического сотрудничества, что Пекин столь резко ужесточил свою позицию?

 

Ирина Алкснис