В Южно-китайском море – своя «Украина», и напряжение там не менее серьезное. Хотя в последнее время везде, где американцы пытаются культивировать «демократию и уважения к правам человека», ситуация накаляется и, если нет сдерживающей силы, быстро превращается в хаос. К счастью в районе островов Спратли, такая сдерживающая сила есть – это Народно-освободительная армия Китая.

 

 

Китай отверг призыв снизить свою активность в Южно-Китайском море и заявил о своем намерении защищать регион от хаоса, пишет Reuters.

 

«Мы не создаем проблем, но мы и не боимся их», — заявил замглавы генштабанародно-освободительной армии КНР Сунь Цзяньго, выступая на конференции по безопасности в Сингапуре.

 

Он отметил, что Китай не потерпит посягательств на свой суверенитет и не будет оставаться в стороне в ситуации, когда «некоторые страны создают хаос в Южно-Китайском море».

 

Понятно, что это за «некоторые страны» такие, — тут к бабке не ходи, чтобы увидеть за происходящими событиями вмешательство Госдепа США. Американцы, крепко испугавшись сильно выросшего в последние годы влияние Китая, пытаются сделать все, чтобы ослабить КНР. Тут и «тайваньский майдан», и рост сепаратистских настроений в Уйгурском автономном округе, и постоянная напряженность вокруг спорных островов в Южно-Китайском море, на которые, напомню, претендуют ни много ни мало 6 государств! Однако, Китай, чувствуя свою силу, ведет себя на редкость спокойно и сдержанно, стараясь на провокации не поддаваться, и методично выстраивать свою линию поведения.

 

«Мы не были изолированы в прошлом, мы не изолированы сейчас и мы не будем изолированы в будущем», — заявил Сунь, отсылая, по-видимому, к недавнему заявлению главы Пентагона Эштона Картера, в котором глава оборонного ведомства США обвинил Китай в «экспансивных и беспрецедентных действиях» и предостерег страну от возведения «Великой китайской стены изоляции».

 

«На самом деле я беспокоюсь, что некоторые люди и страны все еще смотрят на Китай, взяв за основу восприятие и предрассудки холодной войны. Они могут возвести «стену» в своих головах и в итоге изолировать сами себя», — добавил китайский военный.

 

Помимо Картера с критикой в адрес Пекина выступил также госсекретарь США Джон Керри.

 

Он предостерег Китай от создания опознавательной зоны противовоздушной обороны (ADIZ) над Южно-Китайским морем, назвав действия Пекина «провокационными и дестабилизационными».

 

Американцы пытаются оказывать на Пекин политическое и военное давление, но в Поднебесной это отлично понимают – и твердо придерживаются своей позиции в отношении спорных островов, одновременно показывая всем, в том числе и американцам, что в случае начала открытого конфликта, китайцам есть чем ответить. Недавний инцидент с «опасными маневрами» китайского истребителя, не побоявшегося пойти на перехват американского военного самолета – прямое тому подтверждение.

 

Однако в регионе не только Китай претендует на лидерство, и вечный противник китайцев – Япония, тоже имеет свои виды на роль ведущей державы Юго-Восточной Азии. И нерешенные территориальные споры с Китаем у страны Восходящего Солнца тоже имеются – и здесь рассчитывать на быстрое решение конфликта тоже не приходится.

 

Япония попросила Россию «обратить внимание» на ситуацию с проходом российских и китайских военных кораблей вблизи зоны островов Сенкаку (Дяоюйдао), которые являются предметом территориального спора между Токио и Пекином. Об этом заявил в четверг на пресс-конференции в Токио генеральный секретарь кабинета министров Ёсихидэ Суга.

 

«Через дипломатические каналы мы попросили Россию обратить внимание на это», — сказал он. По словам Суги, «Япония продолжает анализировать обстоятельства, при которых российские и китайские корабли прошли вблизи островов Сенкаку». Генсек кабмина также сообщил, что «Токио совместно с международным сообществом, в первую очередь США, продолжит требовать от Пекина воздерживаться от подобных действий, обостряющих обстановку».

 

Япония, как верный союзник США в регионе, остается от Китая по «другую сторону баррикад», что, учитывая растущую мощь китайских вооруженных сил как в количественном, так и в качественном отношении, сильно нервирует Токио. Еще большее беспокойство в Японии вызывают совместно российское-китайские учения, так как в военном отношении и Россия и Китай сильно превосходят остальные страны региона, а вместе — вообще образуют тандем, которому нечего противопоставить даже американцам.

 

Конечно, в Токио это понимают, и пытаются всеми силами помешать сближению Москвы и Пекина – в том числе пытаясь переманить Россию на свою сторону. Однако этому мешает непримиримая позиция Япония по поводу «северных территорий» (так японцы называют Курильские острова), и в том числе и отсутствие мирного договора между нашими странами. Что развязывает китайцам руки, в Пекине понимают, что как бы ни развивался конфликт, в Москве будут сохранять нейтралитет, как нейтралитет сохраняли китайцы в отношении украинского кризиса, сразу заняв позицию «русские сами разберутся, а мы ничью сторону занимать не хотим» в ситуации вокруг Крыма и Донбасса.

 

И конечно, Пекин ожидает того же и от Путина – что тот не будет вмешиваться в конфликт в Южно-китайском море, тем более, что наши интересы в данном районе минимальны, и позиция невмешательства будет нашим союзникам китайцам очень выгодна. А военных и дипломатических ресурсов у китайцев и самих достаточно, и в этом плане наши совместные учения носят скорее показательный характер.

 

В целом, китайцы, используя все свои возможности, в том числе и военные, стараются удерживать ситуацию в Южно-китайском море под своим контролем, с одной стороны поэтапно наращивая свое влияние в регионе, а с другой – стараясь избегать начала открытого конфликта с остальными геополитическими игроками. Пока им это удается, и напряженность не переросла в «горячую» фазу, но здесь многое зависит от американцев: решаться ли они, как на Украине, играть с Пекином «в открытую», или предпочтут политику провокаций и дипломатического давления. Ясно одно – в Юго-восточной Азии неспокойно, и в ближайшее время ситуация, скорее всего, будет только накаляться.

 

Андрей Князев,

специально для News Front