Часть I

Преступления против гражданских лиц

По мнению экспертов ООН, украинская власть нарушает весь спектр основополагающих прав гражданского населения, которое подвергается неизбирательным обстрелам, грабежам, ограничению свободы передвижения, дискриминации и т.д.

Особой критике доклад подвергает созданную Киевом систему контроля на линии разграничения, из-за которой люди даже в минусовую температуру должны десятки часов ждать проезда. По данным украинской погранслужбы, ежедневно линию разграничения пересекает от 8 до 15 тыс. гражданских лиц. Из-за отсутствия элементарных условий в районе пунктов пропуска зафиксировано несколько смертельных случаев, поскольку пожилые люди не могли получить медпомощь. Женщины часто подвергаются оскорблениям и сексуальным домогательствам, батальоны вымогают взятки за провоз продуктов. Огромную угрозу жизням людей представляют заминированные «серые зоны», что приводит к гибели мирного населения.

Произвольное закрытие пунктов пропуска и разрушение инфраструктуры крайне осложняет положение жителей «серой зоны». Как говорится в докладе, жители, люди, живущие на украинской территории вблизи Зайцево, «оказались в своеобразном капкане. Люди пытаются найти другие маршруты, часто через поля, загрязненные минами и неразорвавшимися снарядами». В тяжелом положении и жители Луганска, и станицы Луганской, которые из-за разрушенного моста должны объезжать много километров через Донецкую обл. или идти пешком по крутой самодельной лестнице.

Для своих же сограждан, живущих в ДНР и ЛНР, Украина установила режим пересечения линии разграничения, аналогичный государственной границе. Так, люди, путешествующие с детьми, должны предоставлять нотариально заверенное разрешение на вывоз ребенка от обоих родителей.

Очень трагично положение перемещенных лиц, количество которых составляет от 800 тыс. до 1 млн. человек. Помимо трудностей с трудоустройством и получением жилья, им часто отказывают в медицинской помощи из-за отсутствия регистрации как переселенца. Эксперты ООН зафиксировали подобные случаи в Днепропетровске и Запорожье. Что касается подконтрольных ДНР и ЛНР территорий, то, по сути, зафиксированные там нарушения прав человека сами по себе являются признанием преступлений киевского режима. Так, в докладе написано, что «доступ к наивысшему имеющемуся уровню физического здоровья в районах, подконтрольных вооруженным группам, остается очень ограниченным из-за постоянного отсутствия медицинского оборудования, специализированного лечения и доступных по цене лекарств». Это является прямым следствием объявленной Украиной блокады региона.

Правозащитники фиксируют огромное количество грабежей и уничтожения имущества мирного населения. Так, ООН «собрало детальную информацию о ведении боевых действий украинскими вооруженными силами и полком «Азов» в Широкино и вокруг него, начиная с лета 2014 г. Было задокументировано массовое ограбление домов гражданского населения».

Но это далеко не самое страшное, что может произойти с людьми. Закон о борьбе с терроризмом позволяет беспрепятственно проникать в жилые помещения, проверять транспортные средства, производить аресты и т.д. При этом людям не обеспечиваются никакие правовые и процессуальные гарантии. Доклад обращает внимание на «зачистки», проведенные силами АТО в Красногоровке и Авдеевке, где было захвачено 85 и 100 человек соответственно.

Согласно докладу ООН, власть всячески уклоняется от расследования одесской Хатыни и расстрелов в Мариуполе. По оценке экспертов, расследование этих событий характеризуется массовыми нарушениями процессуального законодательства и политическим давлением, что свидетельствует о незаинтересованности власти в проведении объективного расследования преступления. Приводятся примеры бездействия милиции при нападении нацистов на Малиновский суд и участников акций памяти на Куликовом поле.

В отчете также нашел отражение беспредел нацистов. В частности, документ указывает на бездействие властей и грабежи граждан во время «блокады Крыма», случаи нападений на местное население.

Сознательный характер нарушений

Впрочем, выводы ООН далеко не ограничиваются фиксацией бездействия киевской власти. Отдельное внимание в отчете уделено вполне сознательным нарушением властями норм международного права на законодательном уровне. Это касается не только упомянутого закона о борьбе с терроризмом, но и отказа Верховной рады Украины от целого ряда международных обязательств в сфере защиты прав человека.

Так, направленное в ООН уведомление о приостановке выполнения части положений Международного пакта о гражданских и политических правах, по оценке ООН, возможно лишь при условии оглашения в государстве чрезвычайного положения и исключительно в пределах пропорциональности угрозам существования нации и на принципах недискриминации. Всего ограничения касаются 16 международных договоров Украины, включая те положения, которые касаются запретов пыток, что категорически запрещено при любых обстоятельствах.

Осуждение заслужили и положения закона «О временно оккупированных территориях», которые запрещают поставки воды и электроэнергии на неподконтрольные Украине территории.

Полуправда от ООН

Приведенные в докладе ООН ужасные факты можно перечислять и дальше, поскольку даже крайне стремящийся выдержать нейтральность офис верховного представителя по правам человека в каждом новом отчете вынужден фиксировать системные и вполне осознанные преступления киевской власти, скрывать которые далее невозможно.

В то же время документ явно является полумерой. В нем не отражена масса фактов и военных преступлений киевской хунты. Не упомянуты, в частности, приведенные другими международными и правозащитными организациями факты применения против мирного населения запрещенных международными конвенциями кассетных и фосфорных боеприпасов, широкого применения противопехотных мин, наличия тысяч политических заключенных, наиболее ужасных зверств нацистских карательных батальонов.

Организация, обвиняя Россию и власти республик Новороссии в нежелании сотрудничать с ООН, не обращается к российским властям за накопленной российской стороной массой свидетельств и документов. Ведь лишь Следственным комитетом России собрано более 2500 томов уголовного дела по событиям на Украине. По словам представителя СКР В.Маркина, «в рамках расследования уже допрошено более 100 тысяч человек, из них около 20 тысяч признаны потерпевшими. Из их показаний следует, что населенные пункты Донбасса регулярно подвергались массированным авиационным бомбардировкам со стороны силовых структур Украины. Это привело к гибели мирного населения, разрушению жилых кварталов, зданий, больниц, школ и инфраструктуры». Остались без внимания верховного комиссара и многочисленные доклады российских правозащитных организаций, состоящие из живых свидетельств пострадавших от действий хунты политических заключенных и ополченцев. Хотя чего ожидать, если даже доказанные военной прокуратурой Украины факты преступлений «Айдара», «Торнадо» и других карателей в ООН «не заметили».

Более того, Международный уголовный суд, куда была передана часть документов о военных преступлениях Киева, предпочел отделаться лишь формальным ответом о невозможности рассмотрения дела в связи с тем, что Украина не ратифицировала Римский статут. Что совершенно не помешало МУС рассматривать переданные Украиной свидетельства о «преступлениях против майдана».

Подобное потворствование преступлениям и двойные стандарты лишь усиливают наглость Киева. О чем говорить, если генпрокурор Украины Ю.Луценко в сопровождении главы СБУ и омбудсмена направляетсяпроводить инспекции СИЗО СБУ, которые должны были быть закрыты еще в 2003 году? Те самые, куда нет хода официальным представителям ООН.

С другой стороны, уже сам факт появления отчета такого содержания дает надежду на то, что киевская хунта рано или поздно окажется на скамье подсудимых нового Нюрнберга. Лиха беда начало.

Ольга ШЕЛКОВА | 09.06.2016