Чрезмерное мельтешение отдельных вип-чиновников в СМИ ощутимо девальвирует стоимость государственного слова и дела

 

Erare humanum est – человеку свойственно ошибаться. Об этом знали еще древние римляне. Но государственная политика, особенно политика качественная (а другая нам не нужна) права на ошибку не имеет. То же самое касается и словесного обрамления этой политики. Раньше это хорошо понимали и поэтому выбирали такие форматы публичной риторики, при которой её качество не страдало от элементарной человеческой несобранности, недалекости или же простого неумения подыскать в нужный момент верное слово. Каждое официальное заявление в ту легендарную пору тщательно продумывалось, выверялось до последнего слова и запятой, чтобы с гарантией и в безупречном виде донести смысл государственных решений и оценок до широкой аудитории. Именно в те времена получила хождение известная истина о том, что хорошие экспромты надо придумывать заранее.

 

Сегодня весь этот отнюдь небесполезный опыт, похоже, напрочь забыт. Многие нынешние официальные лица, в том числе и высокого уровня, столь часто мелькают на экранах и перед микрофонами, что у них просто заведомо не может хватать ни слов, ни эрудиции, ни интеллектуальных ресурсов для того, чтобы в режиме нон-стоп выдавать на публику только «отлитые в гранит» истины. Просто потому, что в принципе невозможно быть гениальным 24 часа в сутки.

 

Отсюда процент брака в таких публичных речах начинает откровенно зашкаливать. Уж если даже Президент государства вынужден корректировать не вполне удачное высказывание своего премьер-министра, который, вместо прибавки к пенсии, пожелал россиянам доброго здоровья и хорошего настроения, то дальше, как говорится ехать некуда.

 

Про «глюки» и «лузлы» меньших масштабов даже говорить смешно. Это сегодня вообще стало обыденным явлением. То пресс-секретарь МИДа в разгар военной операции России в Сирии вдруг объявляет, что президент Сирии Б.Асад не является союзником России, хотя решительно непонятно как верховный главнокомандующий союзной РФ армии может им не быть. То г-н Д.Песков вдруг решает приветствовать намерение киевского режима вернуть Донбасс Украине по каким-то «гуманитарным соображениям», оставляя в полном недоумении самих жителей этого региона, ежедневно получающих от Киева «гуманитарную» помощь в виде артобстрелыов Или вот, высокопоставленный думец г-н А.Пушков не находит ничего лучшего, чем сравнить вынужденную депортацию крымских татар в годы войны с массовым человекоубийством – сожжением одесситов в Доме профсоюзов! Вице-премьер РФ Д.Рогозин, который сначала публично объявляет, что Россия безнадежно отстала от США в деле освоения космоса, а потом столь же публично себя опровергает, выглядит, в этом смысле, тоже не лучшим образом.

 

А всему виной, насколько я понимаю – крайне повышенная словоохотливость отдельных политиков, стимулированная понятным желанием как можно чаще и дольше красоваться перед объективами и микрофонами в целях собственного пиара. Каковой, надо прямо сказать, имеет к сугубо государственным интересам весьма отдаленное отношение. А порой и вступает с ними в явное противоречие.

 

Справедливости ради следует сказать, что это не только российское, но и общемировое поветрие. Например, притчей во языцех стали постоянные «фейки» представителей американского госдепа, которые, мало того что обладают узким кругозором, так еще и крайне небрежно готовятся к своим пресс-конференциям, и поэтому регулярно «блуждают в трех соснах». А имя рекордсменки в данном виде деятельности Джейн Псаки даже породило обобщающее название этого явления «псакизм».

 

Про Украину в этом смысле и говорить нечего. Когда тамошние «политики» говорят, у меня во многих случаях создается впечатление, что они попросту бредят. Настолько бессвязными и безграмотными выглядят эти речи.

 

Условия для повсеместного, эпидемического распространения этого поветрия создали так называемые современные, «демократические» форматы общения представителей государства с широкой публикой. Напрочь игнорируя аксиому о невозможности перманентной гениальности, государственные чиновники готовы общаться с народом в режиме нон-стоп, чтобы о них не дай Бог никто не забыл. Исчез из телевизора, значит – исчез из политики. Таков негласный принцип. Некоторым уже не хватает телевизора и они с той же целью безвылазно сидят в твиттерах, фейсбуках и прочих «вконтактах». И высказываются, высказываются, высказываются. Иногда даже возникает вопрос – а когда они, собственно, успевают работать, если постоянно комментируют все подряд? Тем более, что в некоторых случаях работа и должности у них такие, что вроде бы твиттер тут совершенно не при чем.

 

Это тем более странно, если учесть, что ведущие государственные деятели России себе такого не позволяют. Так, например, Президент РФ Владимир Путин явно считает ниже своего достоинства и неподобающим его должности мельтешить по любому поводу в социальных сетях. А свои достаточно редкие публичные выступления порой готовит за несколько недель. Министр обороны Сергей Шойгу также отнюдь не злоупотребляет навязчивой публичностью, предпочитая спокойно и не без успеха делать порученное ему дело.

 

И кстати именно поэтому, любое заявление, которое делают эти действительно весомые политики, воспринимается публикой максимально серьезно и с предельным вниманием. Поскольку есть четкое понимание того, что эти достаточно редкие высказывания именно потому и редкие, что тщательно продумываются, выстраиваются и согласуются с интересами государства. Казалось бы, такой сдержанный и в то же время весьма содержательный стиль общения с народом должен быть примером и ориентиром для всего политического класса. Но, увы, так не происходит. И девятый вал всевозможных далеко не гениальных суждений, незрелых оценок, скороспелых выводов и «пожеланий хорошего настроения» поднимается все выше и выше.

 

А его вредоносность становится, соответственно, все больше и больше. Потому что, буквально на наших глазах, авторитет государства разменивается на мелкорозничные интересы отдельных вип-персон, а значимость слова государева успешно девальвируется до исчезающе низкого уровня. Я, например, уже почти не обращаю внимания на то, что говорит российский МИД (не считая по-прежнему весьма взвешенных и фундаментальных речей самого С.Лаврова и его коллеги В.Чуркина), просто потому, что стараниями некоторых представителей этого ведомства, оно стал говорить слишком много, практически на любую тему, и даже писать стихи и … танцевать. Между тем, согласно старинной поговорке – «Государство без классов, это как шкаф без ящиков. А шкаф без ящиков – это уже комод. А комод это уже не мебель». Именно поэтому класс государственных людей не должен растворяться в общей массе и приобретать сходство с вульгарным базарным балаганом. Хотя бы для того, чтобы простые граждане могли четко отличать одно от другого. И понимать – где кончается государственная политика и начинается банальный треп на публику. А частные интересы кое-кому желательно, при этом, засунуть себе в одно место и не светить без особого на то повода. И помнить при этом, что на Руси никогда не любили трепачей. И язык без костей здесь никогда не был в таком почете, как умелые руки и умная голова.

 

Юрий Селиванов