Россия готова отреагировать на укрепление восточного фланга НАТО

 

Руководство Североатлантического альянса активно готовится к саммиту организации, который в этом году 8–9 июля пройдет в Варшаве. 19–20 мая состоялась встреча министров иностранных дел стран — членов НАТО, которой предшествовали переговоры глав военных штабов. Планам военно-политического блока и реакции на них России была посвящена пресс-конференция постоянного представителя РФ при НАТО Александра Грушко, прошедшая по видеомосту в МИА «Россия сегодня».

 

 

 

По словам дипломата, в центре дискуссии руководства альянса находятся четыре ключевых блока: «сдерживание России», ситуация в Афганистане, противодействие экстремизму в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также взаимодействие с Евросоюзом по линии противодействия «гибридным операциям». Первые два блока напрямую касаются нашей страны. Как подчеркнул Грушко, НАТО продолжит следовать идеологии Уэльского саммита (2014).

 

 

Мстительная Россия

 

23 мая о повестке дня варшавского саммита НАТО в отношении РФ доходчиво рассказал заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу. Чиновник уточнил, что военно-политический блок обязательно предпримет меры по усилению военной активности. «Одной из тем предстоящего саммита в Варшаве в июле будет то, что мы называем «планирование стабильности»», — сказал Вершбоу.

 

«Планирование стабильности» будет выражаться в конкретных действиях. «Члены альянса уже усиливают свою коллективную оборону. Мы усилили военную активность — больше самолетов в небе, больше кораблей в море, больше учений на земле. И мы ожидаем, что наши лидеры предпримут дальнейшие шаги на саммите в Варшаве в июле», — заявил Вершбоу.

 

Заместитель Столтенберга продолжил привычную натовскую риторику: альянс не воспринимает РФ как угрозу и хочет избежать конфронтации, но «мстительная и реваншистская» Россия продолжает нарушать «суверенитет своих соседей», наращивает военное присутствие на западных рубежах, устраивает кибератаки и ведет пропагандистскую войну. По мнению Вершбоу, Москва стремится создать «настолько много нестабильности и хаоса, насколько может». Россия, мол, не оставляет альянсу иного выбора, как усиливать оборону.

 

Помимо роста числа военных учений, на саммите НАТО с большой вероятностью одобрят предложение США о четырехкратном увеличении бюджета так называемой Европейской инициативы успокоения (European Reassurance Initiative) до 3,4 млрд долларов в 2017 году. Миллиард долларов из этой суммы будет потрачен на формирование бронетанковой бригады численностью 4–5 тыс. человек. Таким образом, группировка американских военных в Европе возрастет до 40 тыс. человек. Почти 2 млрд долларов уйдут на дополнительное военное снаряжение войск США.

 

К этому стоит добавить уже принятые антироссийские меры: увеличение количества военной техники и военнослужащих в Восточной Европе, решение о включении в альянс Черногории, укрепление северного фланга НАТО и развертывание американской системы ПРО. В будущем от Вашингтона и Брюсселя стоит ожидать новых шагов. В западных СМИ широко распространены мнения о том, что Россию все равно не сдержать.

 

 

Бесконечная ротация

 

Александр Грушко заявил «Русской Планете», что для России на варшавском саммите «больших сюрпризов» не ожидается. «Пакет военных решений понятен. В то же время я не исключаю, что под давлением радикалов будут приняты дополнительные меры, которые поставят под угрозу Акт 1997 года», — отметил постпред. По его словам, руководство НАТО намеренно генерирует «стереотипы холодной войны» и психологию «прифронтовых государств» у Польши и прибалтийских стран.

 

Одновременно альянс создает разделительные линии в отношениях между государствами. В пример Грушко привел интеграцию Черногории в состав блока, которая происходит с нарушением натовских нормативов. По его мнению, альянс не обращает на это внимания, потому что занят реализацией «геополитического проекта, призванного продемонстрировать, что политика открытых дверей жива». «Черногория в составе Югославии подвергалась бомбардировкам. НАТО хочет продемонстрировать, что это не является препятствием вступления в альянс… Театр абсурда», — сказал Грушко, видимо, намекая на углубляющееся сотрудничество Сербии с альянсом.

 

При этом постпред при НАТО уверен, что альянс в обозримой перспективе не отважится на расширение за счет постсоветских государств, в том числе Грузии, которая больше остальных сотрудничает с Брюсселем. «Прием Грузии создаст колоссальные риски для безопасности. С остальными все еще сложнее. Не думаю, что ситуация радикально изменится», — пояснил дипломат.

 

Грушко считает, что главные риски для безопасности РФ заключаются в укреплении восточного фланга блока. Как уточнил постпред, речь идет о размещении четырех батальонов НАТО в Прибалтике и Польше, «бесконечной ротации» военнослужащих и «бесконечной цепи» военных учений. Кроме того, беспокойство Москвы вызывает усиление постоянного присутствия альянса в акваториях Черного и Балтийского морей, а также перехват российских военных самолетов, которые «совершают обычные полеты, не вызывавшие ранее никакого интереса».

 

 

Парадокс сотрудничества

 

Грушко также отметил, что в ответ на враждебные действия альянса Россия приступила к укреплению группировки войск на западном направлении. 1 февраля 2016 года была сформирована 1-я танковая армия со штабом в Подмосковье на основе Кантемировской танковой и Таманской мотострелковой дивизий, входивших в состав 20-й общевойсковой армии. В Западном военном округе создано около 30 соединений и воинских частей, в Южном — 17. Кроме того, Москва увеличивает группировку в Калининградской области.

 

«Наши вооруженные силы и военно-технический потенциал позволяют выбирать способы реагирования и не скатиться в гонку вооружений. Формирование новых дивизий — одна из мер. Если мы посмотрим на развертывание сил после 1997 года, то увидим, что вооруженные силы РФ проходили болезненный период реформ. Возвращение к дивизиям — поиск наиболее оптимального баланса в построении структуры вооруженных сил», — сказал Грушко.

 

Постпред при НАТО уклонился от ответа на вопрос РП о том, какие дополнительные контрмеры будет предпринимать Москва после варшавского саммита и идет ли сейчас дискуссия на эту тему. «Это скорее вопрос к военным. Мы сделаем все необходимое, чтобы все попытки проецировать на нас силу были встречены надежными военно-техническими мерами. Это будет сделано», — подчеркнул он.

 

По словам Александра Грушко, позитивные ожидания могут быть связаны лишь с тем, что альянс стремится решить проблему нестабильности в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Однако парадокс заключается в том, что взаимодействие «по реальным проблемам безопасности выстраивается поверх существующих институтов и заборов». «Такая дихотомия не может продолжаться вечно. Надежда здравомыслящих людей связана с тем, что придет понимание: «островки безопасности» ситуацию не изменят, необходимо укреплять совместные усилия», — сказал постпред.

 

Он полагает, что главным уязвимым местом НАТО является неумение самостоятельно проводить операции по урегулированию современных проблем. «Альянс может только организовывать «гуманитарные интервенции», разрушительную силу которых мы могли наблюдать в Югославии, Афганистане, Ираке и Ливии. Сейчас перед НАТО стоят другие задачи, и как НАТО собирается решать их самостоятельно — совершенно непонятно», — отметил дипломат.

 

«Рано или поздно мы придем к такой ситуации, когда всем станет очевидно, что безопасность в Европе невозможность выстроить из инструментов, взятых из прошлого. Будущее альянса возможно в том случае, если он будет интегрироваться в международное сообщество, а не навязывать ему свою повестку дня. Политика конфронтации с Россией обречена на провал, и никаких дивидендов для безопасности она не принесет», — резюмировал Грушко.

 

Алексей Заквасин