Введение

Самое любопытное в истории Византийской империи – так это то, что такого названия до XYIII века от роду не было. Его придумали западные историки, чтобы таким искусственным приёмом лишить империю римской преемственности. Более того, эти историки потрудились стереть из памяти поколений бóльшую часть наследия этой империи. Зачем? Примерно затем же, зачем Западу нынче нужен пересмотр истории победы во Второй Мировой войне. Этот подлый ментальный  приём нужен для того, чтобы лишить свои жертвы их истории, сломать их дух, превратить «в стадо» или уничтожить. Данная статья написана как напоминание о важности исторической памяти и уроков истории.

Немного истории

Римская республика, включившая в себя множество разнородных, разноукладных провинций, в 27 году до н.э. переросла в империю. Подобная трансформация представляется вполне логичной и закономерной, поскольку республиканская форма с её демократическими институтами теряла устойчивость при управлении множеством удалённых провинций, находящихся на разных ступенях общественного развития. Возникла знаменитая Римская империя – тот самый «Рим»,  который воплощает имперское величие и мощь, тот духовный цемент, соединивший разрозненные племена  и с полным правом претендующий на вселенскую политическую и культурную значимость.

В Римской империи был рождён Иисус Христос, изменивший на тысячелетия мировоззрение и духовный мир европейцев, отделив раз и навсегда истину от лжи, праведность от греховности. Но языческая на тот момент Римская империя под влиянием фарисеев распяла Его. И потом ещё три века преследовала и казнила последователей Христа. Язычество, основанное на древней мифологии, стало духовным, интеллектуальным и цивилизационным тормозом для империи, осознавшей свою вселенскую миссию. Это понял римский император Константин Великий. Он в 330 году перенёс столицу империи из Рима в новое место на востоке империи (рядом с городом Византий), которое нарёк Новым Римом, Константинополем. Одна из причин переноса – быть подальше от языческих римских патрициев.  Константин Великий сделал христианство официальной религией всей Римской империи. Так был рождён Второй Рим. Эта была всё та же Римская империя1. И теперь уже Второй Рим с IV по XV века становится бесспорным законным преемником Рима «первого». Именно Второй Рим построил из языческой Европы величайшую христианскую цивилизацию, сохранив цивилизационную преемственность Древнему Риму и Древней Греции.

Следует отметить, что в 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: западную и восточную. Западная часть Римской Империи скоро пала (в 476 г.) под натиском варваров, на её территории позднее сформировались самостоятельные европейские государства. Восточная часть Римской империи осталась исторической, культурной и цивилизационной преемницей Рима на протяжении почти десяти столетий. Её в те времена часто именовали «Империей греков» из-за преобладания в ней греческих языка и культуры. В Древней Руси её обычно называли «Греческим царством», а столицу – Царьградом. А вот западные историки XVIII века окрестили эту империю как «Византийская» (или «Византия», или «Восточно-римская империя»), но на самом деле она была и оставалась Римской. И её граждане называли свою державу Римской (по-гречески – Ромейской), а себя – римлянами (по-гречески – ромеями). К слову сказать, греки Приазовья до середины ХХ века по стародавней традиции продолжали называть себя ромеями. Тем не менее, название «Византийская империя», к сожалению, исторически устоялось, несмотря на историческое искажение и вошло в научный обиход.

К началу XIII века Запад, попавший под искушения властных амбиций и «золотого тельца», окончательно становится христианским вероотступником, довершив великий раскол единой христианской Церкви на Католическую (Римскую) и Православную (Константинопольскую). Византия стала Православной империей. Проблема Второго Рима в отношениях с Западом, помимо религиозной, была ещё и в том, что в Константинополе было больше золота, чем во всей Европе вместе взятой. В это время финансовым центром Западной Европы была Венеция (такой себе Нью-Йорк XIII века) со своими финансовыми воротилами (в основном еврейскими). Алчный Запад с финансовой подачи этих воротил и по благословению Папы Римского вероломно напал на Константинополь, разграбил его и зверски уничтожил жителей. Так в 1204 г. под натиском рыцарей-крестоносцев  (по сути профессиональных боевиков, фанатично преданных своим католическим иерархам) пала Византийская империя и по-настоящему более уже не восстановилась, хотя юридически просуществовала ещё до 1453 года, когда турки захватили Константинополь (теперь это Стамбул). Но это было лишь формально, поскольку после первого разгрома крестоносцами в 1204 г. империя являла собой лишь «остатки былой роскоши»; военная, экономическая, культурная и даже духовная мощь уже никогда не были восстановлены. Из разграбленного Константинополя было вывезено всё, но в первую очередь – всё золото. Оно свозилось в Венецию несколько десятилетий. Это привело к накоплению первых крупных (то есть соизмеримых с бюджетами некоторых европейских государств) еврейских капиталов, что предопределило впоследствии всё переустройство Европы. Постепенно Западом начали править именно финансовые воротилы.

Теперь попробуем разобраться, почему Византийская империя была долгожителем, какие глубинные причины привели её к гибели и зачем вообще нам нужно это имперское наследие давно минувших дней.

Слабое не бывает долговечным. Жизнь государства продолжительностью в одиннадцать веков говорит сама за себя. Какое ещё государство Европы могло бы столь долго выстоять в различных потрясениях, бесконечных войнах, переворотах, дворцовых интригах, стихийных бедствиях, неурожаях, экономических неурядицах и т.д.? История свидетельствует: никто и никогда, кроме православной империи! Она имела просто колоссальный запас прочности.

Чем же она отличалась от других государств Европы, в чём загадка её прочности?

Это была цивилизационная империя, симфония народов и культур, лучшая из известных человечеству форм многонационального и многоконфессионального государственного устройства. Империя включала в себя провинции (территории, страны), наделённые определённой внутренней автономией, и неоднородные по своим экономическим и географическим условиям, этническому составу населения и культурным традициям. Она было лучшей потому, что предоставляла условия и добровольную возможность «подтянуться» народам провинций до уровня цивилизации стержневого (греческого) этноса империи. Единство империи понималось во множестве населяющих её народов. Это была сверхдержава, могущественная и богатейшая, игравшая огромную роль в политической жизни Европы, а также Ближнего Востока и Севера Африки. Она была православным царством (с высшим нравственным идеалом) и одновременно римским правовым государством (с идеями гражданского права и справедливости).  Её императоры часто выступали в роли международных арбитров, причём выполняли эту функцию куда лучше, чем нынешняя ООН. Они реально были защитниками всего христианского мира. Не удивительно, что монархи многих стран мечтали породниться с императорами Византии. К слову сказать, великий князь киевский Владимир женился на византийской принцессе Анне, а великий князь московский Иван III — на византийской принцессе Софье.

Империя сочетала монархическую и демократическую формы правления. Император по традиции избирался сенатом, армией и народом. Византийский император обладал огромной властью. Это была достаточно совершенная (если не сказать – самая совершенная) концепция монархии всех времён и народов. Басилевс (или василевс, по греч. – император) был наследником римских цезарей, одновременно военачальником, законодателем и божьим помазанником. Управление державой  осуществлялось министрами, которые исполняли волю помазанника по всей империи. Города в империи процветали, торговая система и пути были налажены, она имела сильную армию и флот. Налоги (в отличие от европейских стран того времени) собирались не как «подати» королю или герцогу, а как гражданский сбор на общественное благо империи.

Культура Византии была не просто уникальной и яркой. Империя в период своего долгого расцвета была самым высококультурным государством мира того времени. В мировую культуру Византия внесла особый, выдающийся вклад. Средневековый мир увидел высокие образы литературы и искусства, увидел благородное изящество форм, образное художественное видение, утонченность эстетики, глубину философского поиска. Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы,  оставаясь её культурным и духовным центром. Наука и образование также были лучшими, в одном лишь Константинополе было больше университетов, чем во всей Западной Европе вместе взятой.

Касательно византийской  идеологии. Само понятие «идеология» появилось на Западе в конце XYIII века. Византия такого понятия, естественно, не могла иметь. Тем не менее, функция идеологии православной империи  была отражена принципом «симфонии», при котором светская и церковная власти находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с божественной и одновременно человеческой природой Христа. Церковь и государство поддерживают друг друга, оставляя за собой свои сферы деятельности.  Церковь, занимаясь нравственным и духовным воспитанием и не вмешиваясь в  дела управления государством, имеет право нравственного суждения по любым вопросам, включая политические, а государство, выполняя свои функции, не вмешивается в дела Церкви. Имперский герб – двуглавый орёл символически отражает концепцию этой «симфонии». Идеология православной империи не декларирует построение рая на земле (так как и человек, и любое государство всегда несовершенны), но заявляет о недопущении на земле ада. Суть православной составляющей идеологии сводится к тому, что любые государственные решения должны быть нравственны в православном понимании нравственности. А чтобы об этом не забывать, у византийских императоров всегда стояло два престольных кресла, на одном восседал император, а на втором лежал крест, символизирующий присутствие Христа.

Но без недостатков, ошибок и болезней не бывает ни людей, ни государств. Причём некоторые болезни бывают несовместимы с жизнью. К сожалению, именно таковыми страдала Византия в период своего заката (XII – XY вв.). Вот их краткий перечень:  коррупция, взяточничество, олигархия, влияние Запада, неотрегулированность преемственности власти (престолонаследия), национализм и другие «язвы». Именно они привели столь могущественное государство дважды к гибели (впрочем, как потом и Российскую, и Советскую империи). Изучать достоинства Византии и её «язвы» можно, листая многочисленные тома книг и диссертаций. Но лучше посмотреть источник [2], доступный в интернете. Ниже остановимся лишь на выводах, которые востребованы сегодня.

Преемница Византийской империи

Русь, ее государственность, культура, духовные традиции тесно связаны с Византией ещё с IX века, когда на русских землях «высадился» первый «десант» греческих монахов, пришедших к славянам с духовной миссией. Согласно историку В. Махначу, «крещение  Руси  в X  веке было не началом христианизации Руси (как наивно утверждают многие историки), а наоборот, её завершением» [1]. Примечательно, что русская княгиня Ольга посетила Константинополь около середины X в. Её лично принимал  император Константин VII. Ряд историков утверждает, что именно он первым назвал Русь «Россией». Русская церковь веками имела принадлежность Константинопольскому патриархату. Впоследствии Византия стала культурной и  духовной матерью России. И, как мать, она и сегодня преподаёт своему чаду уроки. Своей блистательной жизнью и своей мучительной гибелью.

Итак, постепенно, начиная с IX-X вв. Русь становилась  духовной и цивилизационной преемницей Византии. Россия имеет явные, неоспоримые свидетельства этой преемственности: российский герб – это двуглавый византийский орёл, алфавит (кириллица) составлен византийцами (Кириллом и Мефодием), русская политическая модель развития – это византизм, а русская величайшая культура является национальной интерпретацией византийской культурной школы. И, наконец, самая важная, духовная часть наследия –русская православная вера – осталась ортодоксальной греческой (то есть без малейших изменений с апостольских времён). Поэтому идея «Москва – Третий Рим» отражает исторически обоснованную преемственность. Москва («Третий Рим») становится наследным культурным и духовным полюсом мира в противовес Западу, вполне заслуживающему названия «Третий Карфаген» (считая, что  «Вторым Карфагеном» была средневековая Венеция, а первым – тот самый Карфаген, который поклонялся золотому тельцу и был разрушен Римом «первым»).

Современная Россия преемственна Советской империи (СССР), Советская – преемственна Российской, а Российская – Византийской. Таким образом, сегодняшняя возрождающаяся Россия – бесспорная и законная преемница Византии. Россия нынче сильна, особенно в военной сфере. Хотя экономический и идеологический суверенитеты ещё только предстоит «отвоевать» у Запада. Гибридная война в полном разгаре. Но чтобы в ней победить, надо не повторять ошибок прошлого. Свою гибель Византия оставила как последний урок, как своё «завещание» преемнице.

«Завещание» преемнице

Самое главное в этом «завещании»: империя может и будет долго жить, если соблюдать три важнейших принципа, а именно: верность Богу (как следование неизменному Православию), опора только на свои (но не Запада) традиции и силы, а также борьба с государственными пороками («язвами»). Частные следствия из этих общих принципов таковы:

— малейшие отступление от православной ортодоксальности (то есть от преданий святых отцов) ведёт к повреждению исходной религиозно-нравственной идеи. А повреждение, в свою очередь, ведёт к кризису в Церкви. Поэтому не допустимы никакие «унии», как в поздней Византии. Кризис Церкви ведёт к утрате духа, веры и смысла жизни с необратимыми последствиями. Всё вместе подобно тому, как если бы живой организм лишить его скелета. Утрата народом духа ведёт к полному разложению государства, и вопрос лишь времени, когда оно будет кем-то захвачено.

— только опора на собственные силы, умы, анализ, опыт и т.п. могут обеспечить процветание державы. Необходимо, наконец, понять, что за рубежом никто не желает процветания своему конкуренту (православной империи), ни Запад, ни Восток. Западу нужно полное физическое и духовное подчинение конкурента и только оно. Все советы Запада, их рекомендации по реформированию обязательно приведут к деградации империи. Пересмотр истории в западной трактовке, очернение своих бывших лидеров недопустимы. На Западе можно и нужно заимствовать технологии, причём только технологии, но не традиции; необходимо жестко пресекать деятельность зарубежных агентов влияния, деятельность прозападных информационных ресурсов; первостепенное значение необходимо уделять отечественной идеологии. Запад, внедряя свои идеологические установки в Византии, внушал своей жертве, что «единое мировоззрение (читай, – идеология) – это насилие над личностью», тем самым лишая ромеев идеологического иммунитета.

— необходимое условие для процветания государства – полный суверенитет, как военный, так и идеологический, экономический и культурный; необходимо поощрение развития отечественной науки. Так, мощная 32-тонная пушка (базилика) византийского инженера Урбана, недооценённого своим государством, сыграла в победе турок существенную роль, разрушив крепостную стену (турки оценили изобретение!). Первостепенное значение необходимо уделять внутренней безопасности и  вооруженным силам, иначе жди военную интервенцию, или переворот, или революцию по заказу врагов империи.

— олигархия – это смерть империи; в критический момент олигархи, спасая свою шкуру и капитал, предадут свой народ и государство. Поучительно, что Константинопольские олигархи, пожалев свои деньги для защиты столицы, расстались не только с ними, но и со своими жизнями: турецкий султан Мехмед II заявил, что подданные-предатели ему не нужны. Олигархами в Византии были коррумпированные чиновники, влиятельные военачальники и все те, кто разбогател сомнительными методами. Имперская власть не должна допускать такое явление.

— коррупция и взяточничество  – враги любой государственности. В поздней Византии они стали нормой жизни. Как только государство перестаёт с ними жёстко бороться, деньги начинают выступать главной ценностью, ведя к деградации все сферы общественной жизни.

— партийная система всегда ведёт к олигархической форме правления и к зависимости от Запада. Так, в Византии последних времён было две самые влиятельные партии: протурецкая и прозападная.  Вместо партийной системы необходимо поощрять народное представительство в органах местного самоуправления империи, что рождает доверие к власти. Только такое представительство является подлинно демократической составляющей в правлении государством.

— механизм преемственности власти – важнейший в империи; наследная монархия слишком уязвима, конфликтна (перевороты) и ненадёжна из-за возможной слабости монарха. В Византии этот механизм так и остался неотрегулированным. Замечательным примером решения проблемы преемственности является процедура выборности православного патриарха.

— продуманные реформы должны быть доведены до конца. Путь постоянных, непрекращающихся реформ (особенно по западным советам) ведёт к хаосу во всех сферах жизни империи. Поздняя Византия слишком была увлечена реформами по западному образцу. Для процветания, наоборот, нужна стабильность и разумный консерватизм.

— имперская политическая нация включает на равных правах все народы (и, соответственно, все их элиты), образующие империю. Как только государство прекращает жестко пресекать ультранационализм (шовинизм, нацизм), ненависть (или хотя бы неуважение) к иным народам, центробежные тенденции начинают разваливать империю изнутри и народы «разбегаются по национальным квартирам». На закате Византийской империи в среде греков стал модным национализм, что не могло не отвернуть от империи иные народы.

— к центробежным тенденциям ведёт также противоречие между сверх богатой столицей и нищими провинциями (регионами); это противоречие рано или поздно разрушит государство. К сожалению, это противоречие было характерно для Византии.

— культ семьи – обязательное условие жизнеспособности государства, без такого культа наступают кризис семьи и демографическая деградация. В поздней Византии семейные ценности были не в моде, пропагандировалось, наоборот, жить только для себя…

Всё вышеперечисленное – византийский опыт. Но внимательное прочтение византийского «завещания» поразительным образом напоминает нам о проблемах сегодняшней России. Быть великой державе или кануть в небытие, как Византия (а уж Запад об этом точно похлопочет; что-что, а в фальсификации истории он великий мастер), это зависит сегодня от того, сможет ли Россия преодолеть свои «византийские язвы», которые однажды сгубили империю Ромеев, затем Российскую и Советскую империи, а сегодня болезненно кровоточат на теле их преемницы. Эти «язвы» никогда сами собой не зарубцуются, ибо империя англосаксов не забывает «подсыпать соль на раны», причём не скупясь на соль.

Большевики (троцкисты) полностью уничтожили школу историков-византологов в России.  Сталин в 1943 году вновь воссоздал эту школу. Величайший геополитик всех времён и народов понял, у кого надо учиться управлять «в долгую» (напомним, что Византия просуществовала целых одиннадцать веков!) и учиться выживать на уроке безвременной гибели от непростительных ошибок, которые, если с ними не бороться, непременно лишат государственный организм жизненной силы.

Заключение.

Гибель Византийской империи явилась событием вселенского значения. Уничтожена не просто какая-то там региональная империя (как, например, Австро-Венгерская), а величайшая мировая цивилизация, сделавшая из варварской Европы Европу культурную, давшая народам уникальную духовность, искусство, законодательство и вообще всё то лучшее, что ассоциируется с традиционной Европой. С крушением вселенской империи не стало больше в Западной Европе альтернативы культу денег и богоборчеству. С 1204 г. Запад начал свое плавное (растянутое во времени) и полное духовное падение. В результате нынче всё, что вчера считалось постыдным, сегодня прославляется западной культурой как достижение прогрессивного человечества, а нынешние западные ценности стали антитезисом древнего христианского учения (П. Бьюкенен). В западной философии появились диагнозы: «смерть запада» (П. Бьюкенен) и «конец истории» (Ф. Фукуяма).

На этой печальной реальности можно бы и точку поставить, если бы не одно весьма важное обстоятельство. Византийская империя успела подготовить себе преемницу. На Востоке Европы остаётся Россия как единственная и законная преемница Византии. «Уставших», «исчерпавших» себя на посту духовного и имперского служения ромеев-греков сменил другой имперский народ – русские. А это – самый многочисленный, самый волевой, исключительно талантливый и, несмотря на все постигшие его трагедии, по-прежнему самый могущественный европейский народ. Запад приговорил к смерти и забвению империю Ромеев: Византия почти полностью стёрта из памяти европейцев. Мстительная ненависть Запада к Византии теперь полностью перенесена на Россию. Но пока русский Хранитель византийской традиции жив, пока он борется в очередной раз с гибридным нашествием объединённого Запада, пока на его земле строятся Храмы, а в Храмах по греческому обряду служат Господу, пока у него сильнейшая в мире армия, – нет у богоборческого Запада полной власти над людьми, а у человечества остаётся шанс на спасение. А значит, «конец истории» откладывается, а остаётся и продолжается извечная борьба добра и зла, справедливости и беззакония, Любви и ненависти.

 

1 История Римской империи (27 г. до н.э. – 1453 г.) разделяется на две эпохи:

27 г. до н.э. – 330 г. – дохристианская эпоха («Рим») со столицей в Риме. В пределах дохристианской (языческой)  эпохи в истории Римской империи можно условно выделить периоды деления империи на две части (правление двух, диархия, двоевластие), восточную и западную (285- 293 гг. и 313- 324 гг.) и даже четыре части (правление четырёх, четверовластие, тетрархия, 293 – 313 гг.). При этом Римская империя этих периодов являлась единым государством.

330 – 1453 г. – христианская эпоха («Второй Рим») со столицей в Константинополе. В пределах христианской эпохи в истории Римской империи можно условно выделить периоды:
— латинский (доромейский) период (330 – 395 г.);
— период двоевластия (395 – 476 г.), то есть деления империи на две части: восточную (греческую) и западную (латинскую, павшую под натиском варваров в 476 г.); Римская империя этого периода по-прежнему считалась единым государством под управлением двух императоров (августов).
— ромейский (греческий) период (395 – 1453 г.); Римская империя этого периода вошла с XYIII века сначала в западную, а потом и мировую историческую науку под искажёнными названиями «Византийская империя», «Византия» или «Восточно-римская империя».

Использованные источники:

  1. Махнач В. Империя. Православное царство. Мр3 audio, 2006.
  2. о.Тихон (Шевкунов). Гибель империи. Византийский урок. DVD video, 2008.
  3. Папаяни Ф. Третий Рим, 2016 http://mianews.ru/ru/2016/02/25/tretij-rim/

Фёдор Папаяни, г.Донецк