Американский путь развития боевой авиации ставится под вопрос новейшими шведскими разработками

 

 

Мировые агентства распространили «редкую фотографию», на которой в совместном полете изображены два истребителя – американский Ф-22 «Раптор» и индийский, российской постройки Су-30 МКИ. Фотография хороша тем, что позволяет визуально сравнить внешний вид этих двух машин, одна их которых выполнена по так называемой «технологии малозаметности – стелс» и, соответственно, является представителем 5-го, самого «продвинутого» поколения боевых самолетов, а другая относится к 4-му поколению, не имеющему к «стелс» никакого отношения.

 

Нетрудно заметить, самолеты с точки зрения своего внешнего вида очень мало чем отличаются друг от друг

 

Тем не менее, нетрудно заметить, самолеты с точки зрения своего внешнего вида очень мало чем отличаются друг от друга. И потому не очень понятно – как при такой сходной конфигурации американцами достигается та самая легендарная невидимость? И достигается ли она вообще? Конечно, «технология малозаметности» это не только внешняя оболочка самолета. Это еще и некие радиопоглощающие материалы, которыми он обшит. И минимизация теплового излучения двигателя, и размещение вооружения внутри фюзеляжа и тому прочее. Однако, именно революционный вид стелс–истребителей стал их главной визитной карточкой, которой следуют сегодня и российские и китайские конструкторы. Порой даже принося ему в жертву важные боевые качества своих самолетов. Но стоит ли игра свеч?

 

Не факт! Начнем с того, что сами носители технологий «пятого поколения», несмотря на изрядный срок службы, так нигде толком и не воевали, что сразу исключает главный критерий истины – проверку реальным боем с сопоставимым противником. Так что те же Ф-22 как были, так и остались, по большому счету, вещью в себе. И это не говоря уже о том, что их предшественник и вообще пионер «стелс-технологий» истребитель Ф-117 был в свое время элементарно обнаружен и сбит в небе над Югославией далеко не самыми современными средствами ПВО советского образца.

 

В общем – есть о чем задуматься. Особенно на фоне состоявшейся накануне в Швеции официальной презентации новейшей модификации истребителя JAS-39E «Gripen». Это самолет еще только начинает проходить испытания, а его запуск в серию и поставка в войска состоятся только в период с 2019 по 2026 гг. То есть речь идет о перспективной разработке одной из самых многоопытных конструкторских школ военной авиации в мире. И что мы видим?

 

А видим мы то, что в облике этого самолета нет даже намека на уже ставшую классической конфигурацию «стелс». Новейший самолет внешне вызывающе старомоден и напоминает собой нечто среднее между французским «Миражом» и советским Су-24 образца семидесятых годов прошлого века. Но мало того, практически все элементы его ракетно-бомбового вооружения размещены на внешней подвеске! А это, с точки зрения идеологии «стелс», является уже полным криминалом, поскольку считается, что эти подвесные штуковины многократно усиливают радарное эхо от самолета.

 

«Gripen»

 

Возникает вопрос – а что шведские самолетостроители, у которых за плечами больше полувека разработки весьма неплохих боевых машин, ничего не слышали о новейших тенденциях в мировом военном авиастроении? Мысль настолько дикая, что рассматривать ее всерьез не приходится.

 

Тогда почему эти маститые спецы, которые уж никак не хуже тех же, к примеру, китайских неофитов, решили обойтись без этих новомодных прибамбасов? И, по сути, противопоставили свой вполне традиционный истребитель новейшим изысканиям в сфере авиации «пятого поколения»?

 

Уж, во всяком случае, не потому, что шведы дураки. И они, видимо, все хорошо посчитали. В том числе и реальную, а не мнимую, практическую, а не рекламную, отдачу от насыщения своего самолета суперсовременными, но при этом весьма спорными технологиями. И, похоже, пришли к выводу, что игра по большому счету не стоит свеч. И что синица в руке, по-прежнему, куда надежней и практичней журавля в небе. Не говоря уже о том, что Швеция в силу национальных традиций, многократно менее коррупционная страна, чем те же США, где самые экзотические прожекты могут получить многомиллиардное финансирование просто потому, что это кому-то выгодно.

 

И этот весьма любопытный шведский пример непричесанного отношения к якобы непогрешимым истинам достоин быть тщательно изученным и в России. Которая тоже сегодня стоит перед большим искушением повторения американского пути развития боевой авиации. И который вполне может оказаться не только крайне дорогостоящим, но и фатально ошибочным.

 

Юрий Селиванов