12 мая в Республике Сербской Боснии и Герцеговины отметили День армии. В этот день в 1992 году Скупщина сербского народа Боснии и Герцеговины на заседании в Баня-Луке приняла решение о формировании армии Республики Сербской. Хотя еще десять лет назад, в 2006 году, армия Республики Сербской прекратила свое существование, а большинство ее подразделений влились в состав единых Вооруженных сил Боснии и Герцеговины, для большинства жителей Республики Сербской и других этнических сербов, проживающих в Боснии и Герцеговине, день 12 мая все равно остается праздничным. Ведь с армией Республики Сербской связана сложная и трагическая страница в истории сербского народа — война в Боснии и Герцеговине в 1990-е годы. Армия Республики Сербской сыграла важнейшую роль в защите сербского народа.
Как известно, Босния и Герцеговина изначально была многонациональным регионом. К 1991 году на территории республики проживали три основные группы населения — боснийские мусульмане, составлявшие на тот период 43,7% населения, сербы, составлявшие 31,4% и хорваты, составлявшие 17,3%. Еще 5,5% населения Боснии и Герцеговины определяли себя как югославы. Как правило, это были или сербы, или дети из смешанных семей. 29 февраля — 1 марта 1992 г. в Боснии и Герцеговине прошел народный референдум о государственной независимости. При явке в 63,4% 99,7% избирателей проголосовали за независимость. 5 марта 1992 г. парламент республики подтвердил провозглашение независимости. Но это решение не было признано сербами, составлявшими более 30% населения республики. 10 апреля началось формирование собственных органов власти Республики Сербской. Этот процесс возглавила Сербская демократическая партия во главе с Радованом Караджичем. В мае 1992 года началось формирование собственных вооруженных сил Республики Сербской. Православные сербы Боснии и Герцеговины прекрасно понимали, что в случае дальнейшего обострения политической ситуации в республике они станут первой мишенью нападений со стороны боснийцев и хорватов. Поэтому без армии Республика Сербская обойтись не могла. Серьезную помощь в создании вооруженных сил боснийским сербам оказали их братья из Союзной Республики Югославия.
На самом деле, подготовка к созданию вооруженных сил боснийских сербов начался еще в 1991 году. В обстановке строгой секретности в конце 1991 г. в Боснию и Герцеговину стали переводить офицеров Югославской народной армии — сербов по национальности, являющихся уроженцами Боснии и Герцеговины. 25 декабря 1991 г. секретный приказ о переводе офицеров подписал министр обороны Югославии Велько Кадиевич. Когда Босния и Герцеговина провозгласила независимость, на ее территории находились подразделения Югославской народной армии общей численностью около 90 000 человек, причем 85% личного состава подразделений составляли боснийские сербы. 3 января 1992 г. в Боснии и Герцеговине была сформирована 2-я Военная область, которой командовал генерал-полковник Милутин Куканяц. Штаб области разместили в Сараево. Часть Герцеговины оказалась в составе 4-й военной области, которой командовал генерал-полковник Павле Стругар. Кроме подразделений Югославской народной армии, на территории Боснии и Герцеговины размещались отряды территориальной обороны, контролировавшиеся Сербской демократической партией. Численность подразделений территориальной обороны боснийских сербов достигала 60 000 человек.
Когда 5 марта 1992 года Босния и Герцеговина провозгласила свою независимость, на территории страны начались боевые действия. На помощь боснийским мусульманам в республику прибыли хорватские войска, напавшие на расположения частей Югославской народной армии. В мае 1992 г. части Югославской народной армии начали выводиться из Боснии и Герцеговины. При этом, боснийские сербы, служившие в ЮНА, оставались на территории республики и в массовом порядке вступали в созданное 12 мая Войско Республики Сербской. Последнее получило от Югославской народной армии авиацию, тяжелое вооружение, военную технику.
Командующим Войском Республики Сербской был назначен генерал-подполковник Ратко Младич (в сербской армии звание «генерал-подполковник» аналогично званию «генерал-лейтенант» в российских вооруженных силах). К моменту начала вооруженного противостояния в Боснии и Герцеговине Ратко Младичу было 49 лет. Он родился в 1943 году в селе Божановичи на территории Боснии и Герцеговины, в семье Неджи Младича, бывшего командиром партизанского отряда и погибшего в боях против хорватских фашистов — усташей. В 1961-1965 гг. Ратко Младич учился в Военной академии, которую окончил в звании подпоручника и был распределен командиром стрелкового взвода в 89-й пехотный полк, дислоцировавшийся в Скопье. После окончания трехмесячного курса подготовки разведчиков, Младич получил звание поручника и в 1968 г. стал командиром разведывательного взвода. В 1970 г. Младичу присвоили звание капитана, в 1974 г. — капитана 1-го класса. В 1974-1976 гг. Младич занимал должность помощника начальника тыла 87-й пехотной бригады, в 1976-1977 гг. учился в Командно-штабной академии в Белграде, после чего получил звание майора и стал командиром 1-го пехотного батальона 89-й пехотной бригады.
После присвоения в 1980 г. звания подполковника, Младич стал начальником отдела оперативно-учебной подготовки командования гарнизона в Скопье, потом командовал 39-й пехотной бригадой. В 1986 г. Ратко Младичу присвоили звание полковника, после чего он стал командиром 39-й пехотной бригады 26-й пехотной дивизии, а в 1989 г. возглавил отдел учебной работы штаба 3-го Военного округа. В январе 1991 г. Младич был назначен начальником тыла 52-го армейского корпуса. В конце июня 1991 г. Младича перевели командиром 9-го армейского корпуса в г. Книн в Сербскую Краину. 4 октября 1991 года Ратко Младичу было присвоено внеочередное звание генерал-майора. 9 мая 1992 г., когда в Боснии и Герцеговине уже разгорался вооруженный конфликт между сербами с одной стороны, хорватами и мусульманами с другой стороны, Ратко Младич был назначен начальником штаба Второй военной области, а на следующий день 10 мая стал командующим войсками Второй военной области. 12 мая, после принятого Скупщиной сербского народа решения о создании Войска Республики Сербской, Ратко Младича назначили его главнокомандующим. Начальником штаба был назначен генерал Манойло Милованович — ровесник Ратко Младича, до распада Югославии служивший в бронетанковых соединениях Югославской народной армии.
Основу сухопутных войск Республики Сербской составляли армейские корпуса — 1-й Краинский корпус, сформированный на базе бывшего 5-го корпуса Югославской Народной Армии и размещавшейся в Баня-Луке; 2-й Краинский корпус, сформированный на базе 9-го и 10-го корпусов Югославской народной армии и размещавшийся в Дрваре; Восточно-Боснийский корпус, включавший бывшие подразделения 17-го корпуса ЮНА и дислоцировавшийся в Биелине; Сараевско-Романийский корпус, созданный на базе 4-го корпуса ЮНА и размещавшийся в Лукавице; Дринский корпус, сформированный уже в ноябре 1992 года и дислоцировавшийся во Власенице; Герцеговинский корпус, организованный на базе 13-го корпуса Югославской народной армии и размещавшийся в Билече. Военно-воздушные силы и войска Противовоздушной обороны Республики Сербской были сформированы также на базе подразделений ВВС и ПВО Югославской народной армии и базировались на аэродроме Маховляни близ Баня-Луки. Командующим ВВС и ПВО Республики Сербской был генерал Живомир Нинкович. Несмотря на то, что ВВС и ПВО куда в меньшей степени, чем сухопутные подразделения, участвовали в боевых действиях, за время войны в Боснии и Герцеговине погибли 79 солдат и офицеров ВВС и ПВО Республики Сербской. В 2006 году как и все вооружённые силы РС, ВВС также были расформированы и вошли в состав Военно-воздушных сил Боснии и Герцеговины.
Когда части и подразделения Югославской народной армии покинули территорию Боснии и Герцеговины, перед вооруженными силами Республики Сербской встала непростая задача взять под контроль все территории, населенные боснийскими сербами, и предотвратить возможный геноцид сербов со стороны хорватов и боснийцев. Важнейшей задачей было и обеспечение контроля над «Коридором жизни» — узкой полосой территории, связывавшей Сербскую Краину и западные районы Республики Сербской с восточными районами Республики Сербской и Союзной Республикой Югославией. Войску Республики Сербской удалось разгромить хорватские войска и взять «Коридор жизни» под контроль. Также сербским войскам удалось занять город Яйце и две гидроэлектростанции на реке Врбас. Война в Боснии и Герцеговине продолжалась до конца октября 1995 г. В 1995 г. хорватским и боснийским войскам удалось нанести серьезные удары по позициям вооруженных сил боснийских сербов именно благодаря поддержке авиации НАТО. Как и следовало ожидать, НАТО встало на сторону хорватов и боснийских мусульман, рассматривая боснийских сербов как своих естественных противников в бывшей Югославии. К сожалению, Россия не оказала в тот период должной поддержки боснийским сербам, что было связано с особенностями политического курса нашей страны в годы правления Б.Н. Ельцина. В то же время, многие добровольцы из России, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить казаков, воевали на территории бывшей Югославии в составе сербских войск, их вклад в защиту православных сербов неоценим.
В конце октября 1995 г. боевые действия на территории Боснии и Герцеговины прекратились. В послевоенный период началась модернизация Войска Республики Сербской. В первую очередь, было начато масштабное сокращение вооруженных сил боснийских сербов. За первые пять послевоенных лет численность Войска Республики Сербской сократилась с 180 000 солдат и офицеров до 20 000 человек, в начале 2000-х гг. вооруженные силы боснийских сербов насчитывали 10 000 человек. Затем был отменен призыв на срочную службу, после чего их численность сократилась еще до 7 000 человек. Перед вхождением в состав объединенных вооруженных сил Боснии и Герцеговины армия боснийских сербов насчитывала 3 981 офицера и солдата.

Тем не менее, потенциал Войска Республики Сербской оставался значительным. Во-первых, подавляющее большинство взрослых мужчин из числа боснийских сербов обладали опытом армейской службы и участия в боевых действиях. Во-вторых, в распоряжении боснийских сербов оставалось значительное вооружение. К 1999 г. Войско Республики Сербской имело на вооружении 73 танка М-84 и 204 танка Т-55, 118 БМП М-80, 84 БТР М-60, 5 ПТ-76, 19 БТР-50, 23 БОВ-ВП. На вооружении боснийских сербов находились 1522 артиллерийских орудия и ракетных установок, включая 95 ракетных установок и РСЗО, 720 самоходных, полевых и противотанковых орудий, 561 безоткатное орудие и 146 миномётов. Военно-воздушные силы располагали 22 самолетами и 7 боевыми вертолетами.
В августе 2005 года Скупщина Республики Сербской согласилась с планом формирования объединенных вооруженных сил и единого министерства обороны в Боснии и Герцеговине. Тогдашний президент Республики Сербской Драган Чавич подчеркнул, что республика заинтересована во вступлении в НАТО, так как это якобы отвечает общим интересам развития страны и обеспечения безопасности ее населения. Таким образом, Запад фактически «продавил» вопрос о ликвидации Республики Сербской как самостоятельного государственного образования с собственными вооруженными силами. Склады с оружием, находившиеся в распоряжении боснийских сербов, были переданы под совместный контроль армии Боснии и Герцеговины и Миротворческих сил ООН, причем часть военной техники уничтожили, а другую часть продали, в том числе в Грузию. Спустя десятилетие после прекращения существования Войска Республики Сербской, выяснилось, что значительная часть его вооружения попала в руки сирийских «оппозиционеров» — террористов. Естественно, что здесь также не обошлось без спецслужб США и других стран НАТО, которые получили возможность контроля над складами оружия бывших вооруженных сил боснийских сербов.

Против командования вооруженных сил Республики Сербской были выдвинуты обвинения в военных преступлениях против несербского населения Боснии и Герцеговины. В Боснии и Сербии был арестован целый ряд высокопоставленных персон руководства Республики Сербской и командования вооруженных сил, включая Радована Караджича, генерала Ратко Младича, генерала Галича и многих других. Международный трибунал обвинил в военных преступлениях 53 сербских офицера из состава Войска Республики Сербской. Преследования политических и военных руководителей Республики Сербской отражают общую политику «двойных стандартов», применяемую Соединенными Штатами Америки и странами Евросоюза. В Сербии, сербских районах Боснии и Герцеговины, Сербской Краине арестованные политики и военные пользуются всеобщей поддержкой, однако ее всячески старается замолчать прозападное руководство бывших югославских республик.
Нет Комментариев