5 мая правительство Армении рассмотрит законопроект о признании Нагорного Карабаха. Инициатива исходит от оппозиции — депутатов Армянского национального конгресса Гранта Багратяна и партии «Наследие» Заруи Постанджян.

Поэтому пресс-секретарь президента Армении Владимир Акопян счел необходимым уточнить, что в случае официального признания Республики Арцах все узнают об этом первыми из уст президента Сержа Саргсяна. И это логично. Ведь судьбоносные заявления — удел лидера нации.

Азербайджанская сторона отреагировала агрессивно, пригрозив лишить Минскую группу ОБСЕ переговорного мандата по Карабаху.

Расчет делается на следующую фразу Саргсяна, сказанную в интервью Deutsche Welle по итогам войны 2—5 апреля: «Мы не признаем Нагорно-Карабахскую Республику, чтобы дополнительно не осложнять ситуацию».

Тем не менее Баку игнорирует тот факт, что МГ ОБСЕ действует с санкции Совета Безопасности ООН, который полностью поддерживает усилия стран-сопредседательниц — России, Франции и США. Отсюда следует глобальное измерение нагорно-карабахского урегулирования, которое на определенном этапе может учитывать или отвергать притязания участников конфликта.

Что касается самой ООН, то она уже расставила акценты — в начале апреля заместитель генерального секретаря по политическим вопросам Джеффри Фелтман выразил готовность«безоговорочно содействовать усилиям сопредседателей Минской группы ОБСЕ, нацеленным на исключительно мирное урегулирование карабахского конфликта».

Чем обусловлен пристальный международный интерес к Карабаху?

Ответ на вопрос содержится в новом мировом порядке, контуры которого каждое столетие вырисовываются в промежутке между первыми двумя десятилетиями. Так, к примеру, политическое равновесие в XVII веке формировалось по итогам Тридцатилетней войны (1618—1648 гг.). А спустя век эстафету перенял король Людовик XIV, который в войне за испанское наследство (1701—1714 гг.) примерит на себя корону Габсбургов.

Тогда Париж принялся строить «восточный барьер» (следствие — Северная война России и Швеции 1700—1721 гг.), который в наши дни обретет облик польско-американского геополитического проекта от Балтики до Черного моря (Междуморье). У Людовика был достойный ученик — Наполеон Бонапарт (1800—1815 гг.), который расширит географические горизонты Версаля. Однако император французов так и не разгадает планы «хитрого византийца» — Александра I, который за год до взятия Парижа подпишет с Персией судьбоносный Гюлистанский мирный договор (1813 г.).

Как уточняет аналитический центр OSTKRAFT, Гюлистанский договор содержал 11 гласных статей и так называемый «секретный акт»: «Персия признавала присоединение к России (ст.3) Карабахского, Гянджинского, Шекинского, Ширванского, Дербентского, Кубинского, Бакинского, Талышского ханств, Дагестана, Грузии с Шурагельской провинцией, Имеретии, Гурии, Мингрелии и Абхазии. В то же время „сепаратный акт“ давал возможность Персии обратиться к России с просьбой о пересмотре условий этого мира».

Справедливости ради отметим, что Российская империя расширялась тогда не только на Запад, но и на Восток, продвигаясь к британским колониальным владениям в Индии, товары из которых попадали в Старый Свет через Персию.

Не случайно Петербург и Париж еще в годы правления Павла I (1796—1801 гг.) снаряжают экспедиционный корпус под командованием атамана Матвея Платова. Идем дальше. Наступает черед XX века, облик которого определит Первая мировая война (1914—1918 гг.), развалившая Османскую, Австро-Венгерскую и Российскую империи. Из пепла возродится лишь последняя, пройдя через коммунистическую реинкарнацию.

Правда, данный путь будет сопряжен с множеством испытаний.

Уже в 1921 г. Карсский договор расставит новое минное поле для Закавказья и Ближнего Востока, которое сдетонирует в процессе развала Советского Союза. 2 сентября 1991 г., спустя три дня после провозглашения Азербайджаном независимости, Нагорный Карабах, действуя в рамках советской Конституции, объявляет о самоопределении и выходе из состава Азербайджанской ССР.

Едва ли в Уставе ООН можно найти пункт, который бы осуждал действия Степанакерта, — хотя бы потому, что в 1945 г. этот документ составляли советские правоведы. Михаил Горбачев и его «перестройка» похоронят ялтинско-потсдамскую систему, превратив Закавказье в подобие итальянских городов-государств XVI века, для которых баланс сил играл куда большее значение, чем постулаты о международном праве.

А теперь обратимся к актуальным событиям, итоги которых далеко не однозначны. На наших глазах слабеет Американская империя, уничтожая в результате своего отступления национальные государства — Ирак, Сирию, Ливию, Тунис, Египет, Саудовскую Аравию, Йемен и Турцию (осколки бывшей Османской империи — прим.ред.).

История повторяется с математической точностью. Правда, на сей раз речь идет о войне за османское наследство (начало — теракты 11 сентября 2001 г.), главным призом в которой является Большой Курдистан.

Анкара оказалась в безвыходном положении, пытается с помощью Баку торпедировать сближение Москвы и Тегерана в Закавказье (через войну в Карабахе). Поэтому признание Арменией независимости Нагорного Карабаха — поражение режима Эрдогана в войне за «османское наследство», где он борется против Гюлистанского договора.

Наивно полагать, что Турция пытается завладеть Карабахом, поскольку это невозможно с военной точки зрения. Основная цель Анкары — контроль над Азербайджаном, который культивируется напряженностью в зоне конфликта. И это будет продолжаться до тех пор, пока Степанакерт не обретет полноценный международно-правовой статус.

Саркис Цатурян