НАТО не намерено начинать новую гонку вооружений с Россией и не хочет участвовать в новой холодной войне. Такое заявление сделал генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг в интервью Die Welt.

 

«Мы не ищем конфронтации с Россией. Мы не хотим холодной войны. Мы не хотим гонки вооружений», — заявил Столтенберг.

 

 

 

Он указал на то, что усиление альянса в Восточной Европе не связано с желанием вступать в конфронтацию с Россией, а является реакцией «на аннексию Крыма и дестабилизацию ситуации на востоке Украины»

 

Столтенберг, как это часто бывает с высокопоставленными чиновниками НАТО лукавит, впрочем, что ему еще остается. НАТО как раз хочет «гонки вооружений», — но дело в том, что никто из членов Североатлантического альянса в данный момент элементарно не может ее себе позволить. Ведь и сам Североатлантический альянс возник на заре противостояния США с СССР — и лучшие его годы пришлись как раз на пик гонки вооружений. Когда денег на оборону никто не жалел, и Холодная война не стала “горячей“ лишь потому, что огромные ресурсы с обоих сторон были брошены на установление военного паритета — создание таких условий, при которых открытое военное противостояние становится самоубийственным для каждой из его сторон.

 

В настоящее же время все европейские страны, попав в водоворот экономического кризиса и «кризиса беженцев», сильно режут расходы на оборону, что, конечно же, на обороноспособности европейских сил альянса сказывается крайне негативно. Да и в США экономическая ситуация не из лучших — и американцы тоже не могут себе позволить разбрасываться миллиардами, как раньше. Сейчас приходится считать чуть ли не каждый цент, а тут еще коррупционные скандалы в Пентагоне, когда в результате расследований вдруг оказывается, что до четверти выделяемых из бюджета средств «невозможно отследить». И в таких условиях, конечно, понятно, почему НАТО не может себе позволить новую гонку вооружений.

 

Впрочем, если быть до конца честными, не может ее себе позволить и Россия. Но мы берем другим — «не числом, а уменьем», как заповедовал нам Суворов — один из лучших полководцев мировой истории, не проигравший, кстати, ни одной битвы. И мы, учтя ошибки Советского Союза, надорвавшегося на очередном витке гонки вооружений, решили пойти другим путем — путем усиления качественного состава вооружения оснащения армии и флота, перехода на контрактную основу личного состава вооруженных сил, интенсификации взаимодействия между родами войск и грамотным планированием операций на штабном уровне. И правильность такого подхода мы увидели на примере Сирийской кампании, когда в разы меньшая по сравнению с американской группировка войск продемонстрировала эффективность на порядки большую. Это был успех, который не остался незамеченным ни для наших союзников, ни для американцев — потому и стали чиновники Пентагона и НАТО так часто и нервно заявлять об необходимости увеличения финансирования и необходимости модернизации сил альянса для «противостояния новым вызовам».

 

Генсек также отметил, что НАТО не откажется от ядерного оружия. «Мы наиболее далеки от применения ядерного оружия, чем когда-либо ранее. Но пока в мире существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным альянсом», — заявил Столтенберг

 

Конечно, НАТО не откажется от ядерного оружия — потому что это мощнейший фактор сдерживания. И не только сдерживания — «ядерной дубинкой» можно махать против тех стран, у которых ядерного оружия нет, и тем самым продавливать нужные США решения. Ни для кого не секрет, думаю, что в последние годы Североатлантический блок превратился, как и МВФ или Всемирный банк, в один из рычагов влияния США в мире. Для которого ядерное оружие, без сомнения — неотъемлемый атрибут демонстрации мощи США и приведения к покорности «вассалов», если потребуется.

 

И даже не так важно, что состояние ядерной триады НАТО с каждым годом становится все хуже — важен сам факт ее наличия. А то, что все ядерные боевые заряды США были изготовлены еще при СССР (последний произведен в начале 1991 года), — так об этом союзникам напоминать не обязательно. Как совсем не обязательно говорить, что основное средство доставки ядерных бомб — стратегический бомбардировщик Б-52 — давно уже «дедушка»: последняя из данных машин была поставлена на вооружения еще во время Карибского кризиса, более 50(!) лет назад. И с годами ядерные заряды и средства доставки не молодеют, — хотя об этом Столтенберг и другие генералы НАТО предпочитают умалчивать.

 

Усиление позиций НАТО в Восточной Европе вызывает в Москве озабоченность. Вместе с тем в марте Столтенберг заявлял, что расширение организации происходит не из-за целенаправленной политики блока, а из-за желания стран Восточной Европы стать его членами. Говоря о возможном вступлении в альянс Грузии и Украины, он напомнил, что НАТО придерживается политики открытых дверей.

 

В феврале 2015 года Столтенберг в ходе встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым заверил, что последние шаги альянса по расширению являются оборонительными. В Москве со своей стороны заявляли, что НАТО создает дополнительную напряженность, «провоцирует конфронтацию и подрывает всю систему евроатлантической безопасности».

 

В конце 1980-х в мире сложился определенный военный и политический баланс, в котором две сверхдержавы по большей части разделили сферы влияния и не переходили за красные линии, установленные путем компромиссов и переговоров. Но крах СССР похоронил устоявшийся двуполярный мир, и сделал США единственной сверхдержавой, мировым гегемоном, которому в процессе принятия своих решений не нужно было больше оглядываться на кого-либо и искать компромиссы. И власть «ударила в голову» — с каждым годом американцы стали все больше и больше «зарываться», что в конечном итоге привело к тому, что они все чаще стали вести себя настолько неадекватно, что даже у союзников стало возникать все больше вопросов. И вопросы эти все чаще стали оставаться без ответа.

 

Югославия, Ирак, Ливия, Косово, Украина — география внешней политики хаотизации американцев все расширяется, а итоги становятся все более разрушительными. И конечно, тот факт, что кто-то не только решился, но и оказался в состоянии противостоять политике «превратим весь мир в зону хаоса, на контрасте с которым США будет выглядеть “тихой гаванью“» стало для американцев крайне неприятным сюрпризом. Крым, Донбасс, Сирия — Россия отвешивает «пощечины» США, и с каждым разом эти пощечины — все больнее и звонче. И все заявления генералов Пентагона и НАТО о том, что они не хотят ввязываться в новую гонку вооружений и идти на усиление конфронтации с Россией, — это все отговорки «в пользу бедных»: и рады бы ввязаться, да никто не дает «бюджетов» под новую гонку вооружений. А как с тем что есть, противостоять возросшим возможностям Российской армии и нашему усиливающемуся международному влиянию, американцы не знают — нестандартные задачи, для которых не написано методичек, всегда давались им труднее всего.

 

И все, что им на данный момент остается — это делать громкие или же обтекаемые заявления, за которыми ничего не стоит. Впрочем, нам от этого только лучше — чем быстрее слабеет США и НАТО, тем быстрее мы строим многополярный мир и занимаем свое законное место сверхдержавы. А чиновники НАТО путь себе говорят… Сотрясать воздух они умеют…

 

Андрей Князев