Экспертная оценка Академии Геополитики
Трафик товаров в Китай и обратно по Евразии, проходит и через территорию Грузии. В Грузии это поняли сразу и опираясь на административно-командные устои экономики Китая, начали экспортировать грузинское вино в Поднебесную, по новому «Чайно-Шёлковый пути». За 2015 год Грузия открыла 5 крупных центров по сбыту грузинских вин в разных провинциях Китая. А в этом году Грузия планирует экспортировать в Китай свыше 11,7 миллионов бутылок грузинского вина (это составляет 64% от общего экспорта вин из Грузии) по « Новому Чайно – Шёлковому » пути. Как стало известно, этот путь проложил экс- президент Грузии М. Саакашвили в терминале украинского города Ильичевск. После увольнения с должности президента Грузии, ныне М. Саакашвили является губернатором Одесской области Украины. В декабре 2015 года стало известно, что Украина и Китай начнут грузоперевозки по «Шелковому пути» в обход России. В середине декабря первый поезд, отправленный в рамках нового «Шелкового пути», прибыл из Китая в Грузию.
15 января в терминале Ильичевского порта состоялась торжественная церемония погрузки и отправки первого контейнерного поезда из 20 стандартных контейнеров на пароме в Грузию. Затем этот груз по железной дороге отправился к азербайджанскому порту Алят на побережье Каспийского моря. Оттуда очередной паром в Актау и, наконец, по железной дороге через Казахстан — к китайской границе. Это новый «шелковый путь» в обход России, изобретенный на Украине. Общая длина пути – 5471 км. С чисто кавказским темпераментом грузинский губернатор Одесской области назвал эту акцию «кошмаром Путина» и пообещал, что таким способом Украина отберет у России транзитные преимущества (См. Картину -1).
«Что отсюда идет в Китай? Это четыре миллиона тонн грузов. Этого очень мало. Из них 90% — это зерно. Мы должны забрать большую часть грузов, которые Китай экспортирует в Европу через этот коридор. Это означает, что наши порты, которые сейчас испытывают большие трудности, опять оживятся… Мы должны использовать нашу Ассоциацию с Европой и нашу географию, и то, что сейчас мы должны быть договороспособными… Все говорили, что у этого маршрута нет перспективы, когда мы начали строить железную дорогу. Все говорили, что грузы все равно будут идти через Россию. Вот он – кошмар Путина. Мы можем прожить без него, какая новость!» — объявил Саакашвили. В этой «демонстрационной акции» в Одессе предшествовало подписание 14 января соглашения в Баку руководителями железных дорог Азербайджана, Казахстана, Грузии и Украины. Стороны согласовали создание конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. По словам главы ЗАО «Азербайджанские железные дороги» по этому маршруту смогут проходить до восьми поездов в месяц.
Стартовавший из украинского порта Ильичевск 15 января поезд прибыл в казахстанский порт Актау 24 января и далее проследовал по новой железнодорожной линии Жезказган — Саксаульская — Бейнеу до станции Достык, куда прибыл 31 января. Как сообщало Министерство инфраструктуры Украины, на станции Достык поезд был расформирован, в дальнейшем грузы будут отправлены в крупные промышленные города Китая — Чжэнчоу, Чунцин, Ляньюгань. Но 1 февраля, в Министерстве инфраструктуры Украины заявили, что путь поезда занял 17 суток «из-за задержек на территории Казахстана». Как нам стало известно, поезд был остановлен на станции Балхаш Карагандинской области. Экспериментальный украинский контейнерный поезд, отправленный в рамках проекта «Транскаспийский международный транспортный маршрут» или по простому: по «Новому Чайно – Шёлковому » пути, был задержан на станции Жанаарка в Казахстане из-за неуплаты. Это был ответ спецслужб РФ на высказывание губернатора Одессы М. Саакашвили в адрес президента РФ перед отправкой этих грузов из Украины в Китай по «Новому Чайно – Шёлковому » пути: «Вот он – кошмар Путина!» — https://www.youtube.com/watch?v=7wv_KfDh_iE .
Анализируя роль Грузии на «Новому Чайно – Шёлковому » пути надо сказать, что Грузия продолжает позиционировать себя как транспортно-логистический хаб или Черноморско-Каспийский мост, что обусловлено выгодным географическим положением республики и многообещающими проектами, которые реализуются с соседними странами.
В этой связи нужно отметить, что в Баку 13 апреля состоялась встреча операторов Международного транскаспийского транспортного маршрута, в ходе которой было подписано соглашение о создании Международного транскаспийского транспортного консорциума. Участниками консорциума стали ООО ADY Express и ООО ACSC Logistics от Азербайджана, АО KTZ Express от Казахстана и ООО Trans Caucasus Terminals от Грузии. Стороны подписали протокол и приняли решение об утверждении в мае расписания грузовых поездов по данному маршруту.
Данное соглашение ускорит реализацию Транскаспийского транспортного маршрута, что вписывается в стратегию Грузии по привлечению дополнительных объемов грузов для своей инфраструктуры. Так, курсирующий по Транскаспийскому транспортному маршруту поезд «Nomad Express» доставляет грузы из Китая в Европу в течение 20-22 дней. Это одно из преимуществ транспортного коридора. После завершения строительства железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс» пропускная способность коридора возрастет, а сроки доставки сократятся.
Что касается причерноморских стран, то Тбилиси активен и на данном направлении. На днях, 15 апреля, железнодорожные ведомства Азербайджана, Румынии, Грузии и Молдовы подписали меморандум о сотрудничестве в области транзитных грузоперевозок. Документ был подписан по итогам круглого стола в румынском городе Констанца, посвященного развитию грузоперевозок по коридору «Европа-Азия», в котором приняли участие делегации, возглавляемые главой «Азербайджанских железных дорог» Джавидом Гурбановым, гендиректором АО «Грузинская железная дорога» Мамукой Бахтадзе, гендиректором ГП «Железная дорога Молдовы» Юрием Топалэ и гендиректором CFR Marfa (грузовой оператор «Румынской железной дороги») Лаурентиу Георгеску. Обсуждается возможность организации грузоперевозок из Европы в Азию через румынский порт Констанца и грузинский порт Поти по территории Грузии, Азербайджана и Ирана, а также в обратном направлении.
Не будем забывать, что Грузия является также активным участником ГУАМ. В рамках этой организации реализуется транспортная стратегия ГУАМ, с целью превращения стран-участниц в важные транзитные центры в регионе Каспия и Причерноморья. Так Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Транскаспийский международный транспортный маршрут пролегает через Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузию и далее через Турцию и Украину — в Европу. Первый тестовый контейнерный поезд, следующий по маршруту «Шихэцзы (Китай) -Достык-Актау-Алят», прибыл в Бакинский международный морской торговый порт 03.08. 2015 года.
Кроме того, Грузия, с целью превращения в важнейшую «логистическую артерию» Южного Кавказа, вступила в транспортный тандем Турция-Азербайджан и предоставила территорию республики для реализации ж/д «Карс-Тбилиси-Баку». Проект строительства железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс» (БТК) имеет важное значение в сфере транспортировки грузов не только для Азербайджана, Грузии и Турции, но и в целом Европы. Железная дорога «БТК» строится на основании грузино-азербайджано-турецкого межгосударственного соглашения. На строительство грузинского участка Азербайджан выделил кредит на сумму $775 млн. Пиковая пропускная способность коридора составит 17 миллионов тонн грузов в год. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне одного миллиона пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов.
Помимо направления «Восток-Запад» Грузия активно вовлечена и в предоставление транзитных услуг соседним РФ и Армении (См. картину- 2).
Москва и Ереван используют как черноморские порты (Батуми, Поти), так и автодороги Грузии для взаимных грузоперевозок. На сегодняшний день Тбилиси реализует транспортный коридор «Север-Юг» с соседней Арменией. Транспортный коридор «Север-Юг» соединяет центральную Азию и Китай с Ираном, Арменией, Грузией, Российской Федерацией и Европой. Пересекая территорию Армении с юга на север («Мегри-Капан-Горис-Ереван-Аштарак-Гюмри-Бавра»), коридор примыкает к грузинской дороге с юга, ведущей к портам Поти и Батуми (на Черном море) и далее к России, странам СНГ и Евросоюза. Автодорога «Север-Юг» также является частью международной магистрали AH82, связывающей между собой такие страны Центральной Азии, как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Реализация данного проекта позволит китайским и иранским товарам транзитом через Армению доставляться как на внутренний грузинский рынок, через причерноморские порты в страны ЕС, а также на Украину и в РФ. Помимо этого, проект позволит создать условия для беспрепятственного движения грузового и пассажирского транспорта, улучшит доступ к рынкам сбыта, снизит логистические издержки, создаст благоприятную транспортную обстановку для жителей прилегающих населенных пунктов.
Таким образом, можно констатировать, что официальный Тбилиси постепенно воплощает стратегию превращения в транспортный узел в направлениях «Восток-Запад», «Север-Юг», что даст дополнительные экономические дивиденды и будет иметь кумулятивный эффект для многих сфер экономики Грузии. Единственным препятствием воплощении в жизнь «Чайно — Шёлкового пути» Грузии являются войны в регионе Кавказа ( Карабах, Абхазия ) и в Сирии и в Ираке.
О провале военной агрессии Азербайджана против Карабаха эксперты нашей Академии Геополитики уже писали (См. «Блиц-криг Азербайджана против Карабаха провалился» — http://russmir.info/pol/7305-blic-krig-azerbaydzhana-protiv-karabaha-provalilsya.html ). С другой стороны, Китай старается страховать «Великий Шёлковый путь» в Ираке и Сирии.
Недавно в Китае прошла неделя под знаком двух самых проблемных стран Леванта (Восточного Средиземноморья) – Ирака и Сирии. В Китае, впервые за пять лет войны в Сирии, прошли переговоры главы сирийского МИД Валида Муаллема. Они завершились выделением Сирии $6 млн.гуманитарной помощи и закреплением политической воли за сирийским народом в определении своей дальнейшей судьбы. Для Китая, который всегда держался в тени сирийского урегулирования, прямая заявка означает не что иное, как демонстрацию силы в поддержку Б. Асада в преддверии межсирийских переговоров.
Глава сирийской дипломатии приехал в Китай ровно через два дня после того, как в Пекине побывал премьер-министр Ирака Хейдар аль-Обади. Его визит привёл к повышению отношений Ирака и Китая до уровня стратегического партнёрства, как в области энергетики, так и в области безопасности. Китай поддержал все, предпринимаемые Ираком, меры по защите госбезопасности и поднял сирийский вопрос. Однако все эти вопросы, согласно регламенту пяти подписанных соглашений, оказались подчинены главному приоритету – экономике «Великого Шёлкового пути» (ВШК), которая сегодня подразумевает, прежде всего, военную защиту от ИГИЛ, на эти задачи направленна военная миссия РФ в Сирии ( хотя в Кремле так это и не осознали).
Переговоры Китая с Ираком и Сирией демонстрируют защиту своих национальных интересов в Леванте, где планируется южная ветвь трансмагистрального проекта ВШК. США выступают против этого проекта, так как глобальная континентальная торговля грозит подорвать принципат морской монополии США на мировую торговлю. Это одна из главных причин, по которой Вашингтон, Анкара и Тель-Авив развязали войны в Ираке и Сирии. Кроме того, Китай показал неприятие для себя создания на руинах Ирака и Сирии Курдистана, который призван заблокировать ВШК после победы над ИГИЛ. Таким образом, Китай демонстративно вышел из тени, чтобы заявить свою готовность защищать свой глобальный проект в Леванте, которому свыше тысячи лет- см.: «Валютная война США против КНР: Китай побеждает» — http://moskprf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19194:valyutnaya-vojna-ssha-protiv-kitaya-kitaj-pobezhdaet&catid=165:mir-v-kotorom-my-zhivem&Itemid=617&lang=ru .
Араик САРГСЯН, академик, Почётный Консул Македонии в Армении, президент Академии Геополитики, представитель АМС в Сирии.
Tea — Silk way of Georgia, or «Putin’s nightmare».
Expert assessment of Academy of Geopolitics
The traffic of goods to China and back across Eurasia, passes and through the territory of Georgia. In Georgia it was understood at once and leaning on administrative command foundations of economy of China, started exporting Georgian wine in Celestial, on new «Tea — Silk ways». For 2015 Georgia opened 5 large centers for sale of Georgian wines in the different provinces of China. And this year Georgia plans to export to China over 11,7 million bottles of Georgian wine (it makes 64% of total exports of wines of Georgia) according to «New Tea – Silk» ways. As it became known, this way was laid by the ex-president of Georgia M. Saakashvili, on the terminal of the Ukrainian city of Ilyichevsk. After dismissal from a position of the president of Georgia, nowadays M. Saakashvili is the governor of Odessa region of Ukraine. In December, 2015 it became known that Ukraine and China will begin a cargo transportation on «A silk way» bypassing Russia. In the middle of December the first train sent within new «A silk way» arrived from China to Georgia.
On January 15 on the terminal of Ilyichevsky port the ceremony of loading and sending the first container train from 20 standard containers on the ferry to Georgia took place. Then this freight by rail will go to the Azerbaijani port Alyat on the coast of the Caspian Sea. From there the next ferry in Aktau and, at last, by rail through Kazakhstan — to the Chinese border. It is new the «Silk way» bypassing Russia invented in Ukraine. Total length of a way – 5471 km. With purely Caucasian temperament the Georgian governor of Odessa region called this action «Putin’s nightmare» and promised that in such a way Ukraine will select at Russia transit advantages (See the Picture-1).
«What goes to China from here? These are four million tons of freights. It isn’t enough of it. From them 90% — this grain. We have to take away the most part of freights which China exports to Europe through this corridor. It means that our ports which now experience difficulties, again will quicken … We have to use our Association with Europe and our geography, and that now we have to be the contract — capable … All said that this route has no prospect when we started constructing the railroad. All said that freights will go all the same through Russia. Here it – Putin’s nightmare. We can live without it, what news!» — Saakashvili declared. In this «the demonstration action» on Odessa was preceded by signing on January 14 of the agreement in Baku by heads of the railroads of Azerbaijan, Kazakhstan, Georgia and Ukraine. The parties coordinated creation of competitive reduced rates for a cargo transportation along the Transcaspian international transport route. According to the head of JSC Azerbaydzhanskiye zheleznye dorogi of this route will be able to pass to eight trains in a month.
The train starting from the Ukrainian port of Ilyichevsk, on January 15 arrived to the Kazakhstan port Aktau on January 24 and further Jezkazgan — Saksaulskaya — Beyneu to station Dostyk where arrived on January 31 proceeded on a new railway line. As reported the Ministry of infrastructure of Ukraine, at station Dostyk the train was disbanded, further freights will be sent to the large industrial cities of China — Zhengchou, Chongqing, Lyanyyugan. But on February 1, in the Ministry of infrastructure of Ukraine declared that the way of the train took 17 days «because of delays in the territory of Kazakhstan». As we know, the train was stopped at station Balkhash of the Karaganda region. The experimental Ukrainian container train sent within the «Trance-Caspian International Transport Route» project or on the simple: according to «New Chayno – Silk» ways, it was detained at Zhanaark’s station in Kazakhstan because of failure to pay. It was the reply of special services of the Russian Federation to the statement of the governor of Odessa M. Saakashvili to the Russian President before sending these freights from Ukraine to China according to «New Tea – Silk» ways: «Here it – Putin’s nightmare!» — https://www.youtube.com/watch? v=7wv_KfDh_iE.
Analyzing a role of Georgia on «to New Tea – Silk» ways it is necessary to tell that Georgia continues to position itself as a transport and logistic hub or Chernomorsko-Kaspiysky Bridge that is caused by an advantageous geographical position of the republic and promising projects which are realized with neighboring countries.
In this regard it should be noted that in Baku the meeting of operators International a trance — the Caspian transport route during which the agreement on creation International a trance — the Caspian transport consortium was signed took place on April 13. Participants of consortium of steel of JSC ADY Express and JSC ACSC Logistics from Azerbaijan, JSC KTZ Express from Kazakhstan and JSC Trans Caucasus Terminals from Georgia. The parties signed the protocol and made the decision on the statement in May of the schedule of cargo trains along this route.
This agreement will accelerate realization of the Transcaspian transport route that fits into strategy of Georgia for attraction of additional volumes of freights for the infrastructure. So, the train «Nomad Express» plying along the Transcaspian transport route delivers freights from China to Europe within 20-22 days. This one of advantages of a transport corridor. After completion of construction of the railroad «Baku-Tbilisi-Kars» the capacity of a corridor will increase, and delivery periods will be reduced.
As for the Black Sea countries, Tbilisi is active and on this direction. The other day, on April 15, railway departments of Azerbaijan, Romania, Georgia and Moldova signed the memorandum of cooperation in a transit cargo transportation. The document was signed following the results of the round table in the Romanian city of Constanta devoted to development of a cargo transportation along the corridor «Europe-Asia» in which the delegations headed by the head «Azerbaijani railroads» Jaweed Gurbanov, a gene — the director of JSC «Gruzinskaya zheleznaya doroga» ( «Georgian Railroads») Mamuka Bakhtadze took part, a gene — the director of GP «Railroad of Moldova» Yury Topale and a gene — the director of CFR Marfa (the cargo operator «Romanian railroad») Laurentiu Georgesku. Possibility of the organization of a cargo transportation from Europe to Asia through the Romanian port Constanta and the Georgian port Poti across the territory of Georgia, Azerbaijan and Iran, and also in the opposite direction is discussed.
We won’t forget that Georgia is also active participant GUAM. Within this organization transport strategy GUAM, for the purpose of transformation of member countries into the important transit centers in the region of the Caspian Sea and Black Sea Coast is realized. So, Azerbaijan, Kazakhstan, Georgia and Ukraine signed the protocol on establishment of competitive reduced rates for a cargo transportation along the Transcaspian international transport route. The transcaspian international transport route lies through China, Kazakhstan, Azerbaijan, Georgia and further through Turkey and Ukraine — to Europe. The first test container train going along a route «Shihezi (China) — Dostyk-Aktau-Alyat», arrived to the Baku international sea trade port 03.08. 2015.
Besides, Georgia, for the purpose of transformation into the major «a logistic artery» of South Caucasus, entered a transport tandem Turkey-Azerbaijan and provided the territory of the republic for realization of railway «Kars-Tbilisi-Baku». The construction project of the railroad «Baku-Tbilisi-Kars» (BTK) is important in the sphere of transportation of freights not only for Azerbaijan, Georgia and Turkey, but also in general Europe. The railroad «BTK» is constructed on the basis of the Georgian-Azerbaijani-Turkish interstate agreement. On construction of the Georgian site Azerbaijan allocated the credit for the sum of $775 million. Peak capacity of a corridor will make 17 million tons of freights a year. At the initial stage this indicator will be at the level of one million passengers and 6,5 million tons of freights.
Besides the East-West direction Georgia it is actively involved and in providing transit services to the next Russian Federation and Armenia (See a picture — 2). Moscow and Yerevan use as the Black Sea ports (Batumi, Poti), and highways of Georgia for a mutual cargo transportation. Today Tbilisi realizes a transport corridor «North-South» with the next Armenia. The transport corridor «North-South» connects Central Asia and China to Iran, Armenia, Georgia, the Russian Federation and Europe. Crossing the territory of Armenia from the South to the north («Megri-Kapan-Goris-Yerevan-Ashtarak-Gyumri-Bavra»), the corridor adjoins the Georgian road from the South conducting to the ports of Poti and Batumi (on the Black Sea) and further Russia, the CIS countries and the European Union. The highway «North-South» is also part of the international AH82 highway connecting among themselves such countries of Central Asia as Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan and Uzbekistan.
Implementation of this project will allow the Chinese and Iranian goods transit through Armenia to be delivered as to the domestic Georgian market, through the Black Sea ports to EU countries, and also to Ukraine and in the Russian Federation. In addition, the project will allow to create conditions for the free movement of cargo and passenger transport, will improve access to sales markets, will lower logistic expenses, will create a favorable transport situation for inhabitants of adjacent settlements.
Thus, it is possible to note that official Tbilisi gradually embodies strategy of transformation into transport knot in the directions «East-West», «North-South» that will give additional economic dividends and will have cumulative effect for many spheres of economy of Georgia. The only obstacle an embodiment in life «A tea Silk way of Georgia» are wars in the region of the Caucasus (Karabakh, Abkhazia) both in Syria and in Iraq.
About a failure of military aggression of Azerbaijan against Karabakh experts of our Academy of Geopolitics already wrote (See. «Blitzkrieg of Azerbaijan against Karabakh failed» — http://russmir.info/pol/7305-blic-krig-azerbaydzhana-protiv-karabaha-provalilsya.html ). On the other hand, China tries to insure «A great Silk way» in Iraq and Syria.
Recently in China there passed week under the sign of two most problem countries of Levant (East Mediterranean) – Iraq and Syria. In China, for the first time in five years of war in Syria, passed negotiations of the head Syrian Walid Muallem’s Ministry of Foreign Affairs. They came to the end with allocation of Syria of 6 000000.$ humanitarian aid and fixing of political will to the Syrian people in definition of the further destiny. The direct demand means no other than for China which always kept in the background of the Syrian settlement, demonstration of force in support of B. Assad in anticipation of boundaries — the Syrian negotiations.
The head of the Syrian diplomacy arrived to China exactly in two days after Beijing was visited by the prime minister of Iraq Heydar al-Abadi. Its visit led to increase of the relations of Iraq and China to the level of strategic partnership, both in the field of power, and in the field of safety. China supported everything, undertaken by Iraq, measures for protection of state security and brought up the Syrian question. However all these questions, according to regulations of five signed agreements, were subordinated to the main priority – economy of «A great Silk way» which means, first of all, military protection against ISIL today, military mission of the Russian Federation in Syria is directed on these tasks (though in the Kremlin so it wasn’t realized).
Negotiations of China with Iraq and Syria show protection of the national interests in Levant where the southern branch a trance — the «A great Silk way» main project is planned. The USA oppose this project as global continental trade threatens to undermine principate of sea monopoly of the USA for world trade. It is one of the main reasons on which Washington, Ankara and Tel Aviv launched wars in Iraq and Syria. Besides, China showed rejection for itself creation on ruins of Iraq and Syria of Kurdistan which is urged to block «A great Silk way» after a victory over ISIL. Thus, China defiantly left a shadow to declare the readiness to defend the global project in Levant to which over one thousand years — see: «Currency war of the USA against the People’s Republic of China: China wins» — http://moskprf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19194:valyutnaya-vojna-ssha-protiv-kitaya-kitaj-pobezhdaet&catid=165:mir-v-kotorom-my-zhivem&Itemid=617&lang=ru .
Arayik SARGSYAN, academician, Honorary Consul of Macedonia in Armenia, President of Academy of Geopolitics, the representative of AIC in Syria.