28 апреля 2016 года парламент Франции принял резолюцию об отмене санкций против России, которые были введены после присоединения Крыма. Париж первым одобрил официальную  резолюцию, осуждающую ограничительные меры в отношении Российской Федерации.

 

 

Решение французского национального собрания грянуло как гром среди ясного евроатлантического неба. Только что на прошедшей в Ганновере встрече лидеров Великобритании, Италии, Франции и Германии американский президент убеждал их и, казалось, убедил в необходимости продолжения политики санкций против России до окончательного выполнения обязательств по минскому соглашению с ее стороны и отказа от «аннексии» Крыма, и вдруг — такое решение французского парламента.

 

Все-таки Франция еще не разучилась изумлять мир.

 

Только вчера Париж был в первых рядах европейских борцов с российским империализмом, отказался поставлять в Россию проплаченные «Мистрали», и вдруг такой политический кульбит. Вот уж поистине демонстрация золотого правила политики — никогда не говори «никогда».

 

Но почему именно Франция  выступила с такой инициативой, а не Германия, хотя, казалось, Берлин больше всех других европейских государств должен быть заинтересован в нормализации взаимоотношений с Москвой? И бизнес немецкий от антироссийских санкций пострадал больше всех, и для укрепления германских позиций в современной Европе Бонн нуждается в стабильных и доверительных отношениях с  Россией. Ан нет. Инициатива оказалась во французских руках.

 

И дело здесь не в каких-то особых симпатиях российского и французского президентов друг к другу. И не поэтому оба президента только в этом году более двадцати раз разговаривали друг с другом по телефону, надо думать, не о погоде, а В.В. Путин принял приглашение приехать с официальным визитом в Париж в октябре этого года. Политика чужда сантиментов.

 

Такие интенсивные контакты лидеров двух стран имеют вполне конкретную материальную природу.

 

Взрывы, прогремевшие в Париже в ноябре прошлого года, потрясли Францию. Стало очевидно, что против страны осуществлена кровавая террористическая атака, и сколько их еще будет, никто точно не знает. Стране брошен вызов, и она его приняла. В этой беспощадной борьбе ей нужны союзники. Как член НАТО и ЕС, она их имеет. Но тесно взаимодействуя с Россией, она существенно  увеличивает свои возможности в противостоянии с этой кровавой варварской силой.

 

Наверное, если бы Германия пережила то же самое, что и Франция в ноябре прошлого года, она бы также развернулась в сторону сотрудничества с Россией. Поживем — увидим, гласит русская мудрость. Европа тонет в потоках беженцев и мигрантов из стран Азии и Африки. Они захлестывают в том числе и Францию. Отгородиться от них с помощью  колючей проволоки и различного рода запретительных мер не удастся. Необходимо принятие серьезных системных решений, в числе которых — устранение конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, с тем, чтобы люди не бежали в чужие государства в поисках счастливой доли.

 

Германия с ее экономикой, более мощной по сравнению с французской, хотя и с большим трудом, но справляется с наплывом мигрантов. Франция себе такого позволить не может, ее экономика такой нагрузки не выдержит.

 

И в Париже понимают, что Россия может немало сделать для стабилизации положения в этих регионах. Разумеется, у России нет волшебной палочки-выручалочки, с помощью которой  она могла бы урегулировать все существующие здесь конфликты, но, как показывает сирийский кризис, она для этого обладает немалым потенциалом, и французский политический класс хочет его использовать в интересах укрепления безопасности своего государства.

 

И если для этого необходимо отменить введенные в том числе и по инициативе Парижа антироссийские санкции, значит, это нужно сделать.

 

Ничего личного, только бизнес. Санкции против России были введены в наказание за присоединение Крыма и поддержку ополченцев Донбасса, которые с оружием в руках выступили против тех, кто путем переворота захватил власть в Киеве. Основой для прекращения гражданской войны на юго-востоке Украины являются минские соглашения. Киев их выполнять не хочет и не может, и делает всё возможное, чтобы их саботировать.

 

Франция, Германия и Россия являются гарантами выполнения этих соглашений. Совершенно очевидно, что минские соглашения не выполняются не по вине Москвы. Поэтому обвинять ее в срыве процесса урегулирования в Донбассе абсурдно. И это начинают понимать в Франции.

 

Похоже, что французский истеблишмент начинает осознавать всю многоликость  происходящих на Украине политических процессов и, соответственно, отказываться от черно-белого восприятия украинской действительности.

 

Там постепенно приходят к выводу, что для решения украинского кризиса с Россией необходимо не конфликтовать, а сотрудничать, учитывая российские интересы. Что может выиграть Франция от начавшейся холодной войны между РФ и Западом, от разворачивающейся гонки вооружений? Совершенно очевидно, что ничего. Тогда лучше приостановить такое развитие событий и найти баланс интересов с Россией.

 

Во Франции хорошо осознают, что сделать это будет непросто. Но это вовсе не означает, что невозможно. Дорогу осилит идущий. Переговоры о новой архитектуре европейской безопасности необходимо начинать, и чем раньше, тем лучше. И, судя по всему, Париж к этому готовится и уговаривает своих союзников сесть с Россией за стол переговоров.

 

Правда, недавно прошедшие переговоры на уровне послов стран — членов НАТО и представителя РФ в НАТО выявили принципиальные расхождения по вопросам  нормализации отношений России и Запада, но тем не менее переговорный процесс пошел. Если вам на ваше предложение ответили «нет», то это уже основа для продолжения диалога. Но для этого необходима отмена санкций, что французский парламент и предлагает сделать.

 

Наконец, следует иметь в виду и трансформацию Евросоюза, активным и влиятельным членом которого является Франция. Политический вес Германии в ЕС возрастает, и роль Франции, соответственно, снижается. И это Париж не устраивает.

 

Нормальные, или как сейчас принято говорить, партнерские франко-российские отношения, по мнению французского истеблишмента, помогут Парижу компенсировать ослабление его позиций в Европе. А для этого необходимо опять-таки снять наложенные на Россию санкции.

 

Принятие парламентом Франции резолюции об отмене санкций против РФ не означает, что президент и правительство Французской Республики будут автоматически руководствоваться ее положениями в своей практической деятельности. По конституции они не обязаны этого делать.

 

В июне планируется принятие решения Еврокомиссией по вопросу продления санкций против России, которые были введены под нажимом Вашингтона. Посмотрим, как повлияет Франция на работу ЕК. Но независимо от итогов можно с удовлетворением сказать, что ход мысли французских парламентариев России нравится.

 

Борис Шмелев, газета «Известия»