Землетрясение на острове Кюсю поставило руководство Японии перед сложным выбором. Мириться с Россией или ругаться; защищать своих граждан или бороться за интересы иностранных партнеров? Выбор сложный, а время на принятие решения ограничено.

 

 

На днях в Японии прошла встреча министров иностранных дел стран большой семерки. В отсутствие России Соединенные Штаты и их шестерки делали вид, что пытаются решить мировые проблемы, хотя дальше ухода Асада и обсуждения требований к России почему-то не ушли.

 

Особые надежды на эту встречу возлагало правительство Синдзо Абэ. Япония, которая в этом году будет принимать у себя саммит глав стран большой семерки, надеется повысить свое влияние на мировой политической арене. Экономика страны восходящего солнца находится не в лучшей форме, ВВП последние несколько лет снижается, а значит нужно усиливать политическое влияние.

 

Саммит G-7 — идеальная площадка для демонстрации политической мощи, но, поскольку ведущую партию в этом септете исполняют Соединенные Штаты, петь необходимо в унисон с ними. А значит, еще до саммита Япония вынуждена демонстрировать жесткую позицию в отношении России.

 

И тут как раз визит министра иностранных дел России в Японию. Лавров приехал на встречу со своим японским коллегой Фумио Кисида, чтобы обсудить вопросы укрепления сотрудничества наших стран, а также подготовку к предстоящей встрече Владимира Путина и Синдзо Абэ. Эта встреча должна существенно приблизить заключение мирного договора между нашими странами, однако глава МИД Японии не упустил случая еще раз увязать этот вопрос с претензиями Японии на часть принадлежащих России Курильских островов, которые японцы старательно называют «северными территориями».

 

В принципе эти японские танцы с Курилами никого не удивляют. Претензиям уже больше полувека, но отказываться ради мирного договора от части своей земли Россия не планирует. Интересно другое.

 

Визит Лаврова в Японию совпал с мощным землетрясением на юге страны. Подземные толчки магнитудой до 7,3 балла привели к значительным разрушениям. Не обошлось без жертв. Счет погибших идет на десятки, в больницы доставлено более двух тысяч раненых. Наибольшие разрушения в префектуре Кумамото, где в результате землетрясения произошли мощные оползни. Разрушен мост «Асо», являвшийся крупнейшей транспортной артерией региона.

 

В настоящий момент под завалами остаются живые люди, которым требуется немедленная помощь. Прогноз погоды крайне неблагоприятный, со дня на день ожидаются мощные ливни, которые могут привести к дополнительным оползням и серьезно осложнят поисково-спасательные работы. Кроме того, сейсмологи предупреждают о возможности повторных толчков.

 

Сергей Лавров, находясь на встрече в Токио, немедленно выразил готовность оказать помощь Японии в ликвидации последствий стихийного бедствия:

 

«Мы глубоко соболезнуем в связи с землетрясением на острове, которое унесло человеческие жизни и сопровождалось значительными разрушениями. Мы всегда готовы приходить на помощь в таких ситуациях, если она нашим японским соседям потребуется».

 

Наши спасатели не раз доказали свое умение работать в сложнейших условиях. Жители Непала или Индонезии не дадут соврать, российские спасатели продолжают работать тогда, когда иностранные службы уже бессильны. Нет сомнений, что бойцы МЧС в состоянии оперативно развернуться в пострадавшем районе и приступить к спасению оставшихся под завалами людей, для этого нужно только несколько часов полетного времени и официальная просьба Японии.

 

За первым дело не станет. Аэромобильный отряд «Центроспас» готов к вылету в любое время. Вопрос в том, хватит ли у японского руководства политической воли попросить помощи у России. Мы не отвернемся, но тогда Синдзо Абэ придется как-то объяснять своему народу, почему он ухудшает отношения с тем, кто помог в трудную минуту, в угоду другим странам. В противном случае придется отвечать, почему он разменял жизни своих соотечественников на политические дивиденды.

 

Выбор перед руководством Японии стоит очень непростой. И времени для принятия решений остается все меньше.

 

Григорий Ажданин