12 апреля 1951 года советские ВВС устроили американским бомбардировщикам «чёрный четверг»

Пока ещё президент Соединённых Штатов Б.Х. Обама заявил на днях, что главной своей ошибкой считает необдуманное уничтожение Ливии с воздуха.


Ранее он же считал одной из главных ошибок своего предшественника Буша необдуманное уничтожение с воздуха Ирака.

Сегодня, когда мы справляем 65-летие «чёрного четверга» для американских ВВС в небе над Кореей, — стоит поговорить о том, как одной стране удалось спастись.

Идею широкого применения авиации против стран и режимов, не согласных с англо-саксонским пониманием мироустройства, публично озвучил У. Черчилль в Фултонской речи. Первой страной, которую уже после Второй Мировой войны попытались раскатать в пыль бомбардировщиками, стала Северная Корея.

Однако первый блин вышел комом. Почему же в Корее не получилось то, что получалось затем неоднократно? Почему ВВС США не разнесли в прах войска Б. Асада так, как они проделали это с армией М. Каддафи?

Итак, давайте смотреть, как вообще советские и американские лётчики встретились в корейском небе.

Предыстория

Корея до 1945 года была японской колонией, поэтому логично, что она оказалась оккупирована войсками СССР и США. Союзники разделили Корею на зоны оккупации так же, как перед этим делили Германию и Австрию. СССР достался север страны, Америке – юг. Граница между советской и американской зонами проходила по 38-й параллели.

В литературе, описывающей предвоенные годы, указывается, что СССР и США первоначально планировали воссоединить северную и южную зоны в единую Корею. Впрочем, вряд ли это было возможно после формирования правительств – во главе с Ким Ир Сеном на севере и Ли Сын Маном на юге. Тем более что каждый из новых корейских лидеров считал, что именно под его началом будет происходить это воссоединение.

Война

На кого возложить ответственность за начало войны – вопрос достаточно спорный. По факту её начал Ким Ир Сен: северокорейская армия 25 июня 1950 года перешла линию разграничения и уже к августу контролировала практически весь полуостров. Однако начал он её в ответ на постоянные нарушения границы с «южной» стороны. Только в 1949 году их боле более 2600.

Считается также, что Корейская война была необъявленной войной между СССР и США: Штаты поддерживали своих ставленников, мы – своих. Это несколько не так. Если говорить о поддержке, то с нашей стороны Ким Ир Сена поддерживал скорее Китай.

На стороне северокорейских сил сражались в первую очередь китайские добровольцы и военные специалисты. СССР же обеспечил предвоенную подготовку северокорейской армии. Но первое время, примерно до октября 1950 года, корейцы воевали сами.

Как уберечь Америку от ошибок. К 65-летию разгрома ВВС США советскими МиГами над Кореей

На втором этапе войны (осень 1951 г) правительство юга Кореи получило поддержку «сил ООН». Это, конечно, был эвфемизм: никаких других сил ООН, кроме американских, в этой части мира в то время не было.

Уже к началу октября 1950 года ситуация меняется на противоположную – теперь уже северокорейская армия разгромлена и отступает к китайской границе.

Как уберечь Америку от ошибок. К 65-летию разгрома ВВС США советскими МиГами над Кореей

И вот только с этого момента КНР, а затем и СССР, вступили в войну на стороне Севера.

Причём со стороны КНР эта поддержка была не только данью членству в Коминтерне или слепым антиамериканизмом. Мао Цзэдун: «Если мы позволим США оккупировать весь Корейский полуостров… мы должны быть готовы к тому, что они объявят войну Китаю». С учётом американской поддержки Тайваня – мнение вполне обоснованное.

В СССР же справедливо рассудили, что пехоты в КНР и Корее и своей хватает. А потому направили в помощь то, чем не обладали ни КНР, ни корейцы – истребительную авиацию и пилотов, прошедших Великую Отечественную.

Разгром

Дело в том, что основной причиной поражений северокорейской армии была бомбардировочная авиация «сил ООН», применявшая известную тактику «вбомбить в каменный век». Как только в небе Кореи появились советские лётчики, ход боевых действий снова круто изменился.

Как уберечь Америку от ошибок. К 65-летию разгрома ВВС США советскими МиГами над Кореей

Конечно же, это заслуга общая – советских истребителей, гонявших штатовские бомбардировщики, и Китая, поставлявшего Ким Ир Сену добровольцев и военную помощь.

Как раз с военной помощью «Чёрный четверг» и связан. Её поставки шли в Корею по железнодорожному мосту через пограничную реку Ялуцзян. Разрушение моста означало прекращение поставок оружия и боеприпасов.

12 апреля 1951 года к переправе были отправлены 48 B-29 под прикрытием F-80, F-84, F-86 – всего около 150 истребителей.

На перехват этой армаде знаменитый советский ас И. Кожедуб поднял всё, что у него было: 36 истребителей МиГ-15 своей дивизии (по другим данным на аэродроме всё же осталась дежурная пара), которую только в начале апреля перебросили в Корею.

Следует отметить, что атака была вовсе не самоубийственной. На равных могли конкурировать с МиГами только F-86, с остальными наши лётчики ввязывались в бой даже при 10-кратном преимуществе противника – сказывался военный опыт пилотов и преимущества МиГа в вооружении и скорости.

Для описания дальнейших событий того дня лучше всего подходит слово «разгром». Потери составили 12 B-29 и 5 истребителей прикрытия. Около 100 американских лётчиков и стрелков (экипаж B-29 – 12 человек) попали в плен. Мост уцелел.

В октябре того же года наши асы устроили американцам ещё один «чёрный день», уничтожив уже 16 «Суперкрепостей». После этого американское командование окончательно отказалось от использования B-29 в больших группах и днём, а значит и от тактики «вбомбить в каменный век». Впрочем, октябрь стал уже последней попыткой, боевые действия зашли в тупик уже в июле. Военная машина США из-за постоянных потерь в стратегической авиации всё больше буксовала.

К тому времени обе Кореи окопались в районе 38-й параллели, с которой год назад война и началась. 27 июля 1953 года стороны заключили перемирие и до сих пор находятся в состоянии войны, хоть и не ведут боевых действий.

Выводы

В ходе холодной войны СССР и США ещё не раз оказывались в ситуации противостояния. Однако подобных масштабных сражений между лётчиками двух стран больше не было.

Более того, после Вьетнама (там аналогичную роль сыграли асы и советских, и вьетнамских ВВС, и советские зенитчики) США в принципе меняет форму участия в опосредованных конфликтах с СССР. Место «Суперкрепостей» занимают бородатые исламисты (Афганистан) – они гораздо дешевле, чем бомбардировщик, а терять их совсем не жалко.

«Ренессанс» ковровых бомбардировок мы наблюдаем только в конфликтах, в которых Россия либо не собиралась принимать участие (первый и второй Ирак, Ливия), либо в моменты, когда мы были, скажем так, не вполне субъектны (Югославия). Вот и в Сирии дальше решения применять ВВС против войск Асада дело не пошло. А бородатые исламисты имеют свой предел эффективности.

***

И напоследок – небольшое наблюдение. США воюют ради того же, ради чего и живут – ради денег. «Чёрный вторник», «чёрный четверг» – так именуются у них не только дни крупнейших военных потерь, но и дни рекордных падений биржевых индексов, т.е. воспринимаются они как события одного порядка.

А значит, уберечь даже самых откровенных вашингтонских ястребов от повторения Кореи, Вьетнама или Югославии довольно просто.

И уберегая их от ошибок – мы в конечном счёте приносим им добро.

Автор Иван Зацарин