Последние два года саммиты «большой семерки» оставляют крайне неоднозначное, двойственное впечатление. С одной стороны, лидеры стран G7 обсуждают важные проблемы, в том числе и глобальной безопасности, а с другой — некоторые их заявления звучат порой настолько предвзято, а часто и откровенно нелепо, что начинаешь сомневаться – а нужно ли нашей стране возвращаться в этот «закрытый клуб», с течением времени все больше походящий на «кружок» для тех, кто очень любит поговорить, но в итоге ничего не делает? Громкие заявления, пустые обещания, голословные обвинения – это уровень нынешнего G7, и сказать честно, нисколько не огорчает, что подобного уровня мероприятие уже третий раз проходит без участия России!

 

 

В Японии в понедельник завершилось заседание министров иностранных дел стран «семерки» (G7), на котором обсуждались вопросы ядерной и антитеррористической безопасности, а также перспективы урегулирования конфликтов в Сирии, на Украине и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При этом участники встречи в ходе дискуссий неоднократно упоминали Россию, а в совместном заявлении признали необходимость поддерживать с ней диалог — несмотря на то, что позиция в отношении санкций остается неизменной.

 

«Мы признаем важность поддержания диалога с Россией с целью обеспечить выполнение ею своих обязательств и соблюдения международного права», — говорится в совместном заявлении по итогам встречи глав МИДов G7 (США, Великобритания, Канада, Франция, Италия, Германия, Япония) в японском городе Хиросима. О Москве не раз вспоминали и в кулуарах встречи. В частности, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер высказался за возвращение России в клуб.

 

«Я хотел бы пожелать, чтобы формат G7 не оставался на продолжительное время и чтобы мы создали условия для возвращения к G8», — сказал Штайнмайер.

 

По его словам, этот вопрос может быть вынесен на обсуждение в 2017 году. Напомним, что деятельность России в «восьмерке» (G8) была приостановлена весной 2014 года в результате событий в Крыму.

 

«Думаю, Штайнмайер выступил в таком духе не случайно, — говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.— Западу нужна Россия для проведения переговоров по Сирии, Украине, Северной Корее. К тому же Москва — важный член Совбеза ООН, и без нее никакие санкции против той же КНДР ввести нельзя. А в Сирии Россия — ключевой игрок, который может повлиять на президента Асада».

 

Условием для снятия с Москвы санкций участники встречи в Хиросиме в очередной раз назвали «полную реализацию Россией минских договоренностей и уважение ею суверенитета Украины». Также главы МИДов «семерки» упомянули об «обеспокоенности из-за кампании по дезинформации в российских СМИ, подконтрольных государству».

 

Среди других вопросов, которые обсуждались в Японии, были: борьба с «Исламским государством» (организация запрещена в России — ред.), разрешение конфликта на Украине, ядерное разоружение, а также территориальные споры в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

Было сделано заявление и в отношении Украины. «Мы продолжим работать с международными финансовыми институтами и другими партнерами, чтобы обеспечить финансовую и техническую поддержку реформ на Украине. Стабильная политическая ситуация в Киеве — ключ к необходимым реформам», — говорится в совместном заявлении.

 

Выносятся заявление, коммюнике, коллективные воззвания. А итог?! Что стало поворотным моментом в борьбе с террористами ИГ на Ближнем Востоке? Вступление в конфликт российских войск, что коренным образом развернуло ход сирийской войны и позволило сирийской армии не только остановить наступление террористов, но и самим перейти в контрнаступление. А сколько было до этого громких заявлений лидеров G7, сколько было коллективных решений… Но экстремистов Ближнего Востока этими заявлениями не испугать, а вот бомбы и калибры – это уже совсем другой метод воздействия, когда всем всё сразу становится ясно. Ясно безо всяких заявлений и коммюнике!

 

На прошлых встречах большой семерки, все ее участники как будто «упражнялись» в том, кто заочно скажет больше обвинений в адрес России и лично ее президента, кто напустит на себя более воинственный вид и пригрозит ей «всеми карами небесными». Но спустя какое-то время, все те, кто с пеной у рта в своем «узком кругу» вещал об ужасном «реваншистском» курсе России и игнорировании Путиным норм «международного права», вдруг при личных встречах с нашим президентом, говорили совсем другие слова. О важности сохранения дружеских отношений с РФ, о необходимости пересмотра политики «санкций», о безальтернативности конструктивного диалога между Россией и Западом. На Западе, может, такая двуличность воспринимается нормально (по принципу «просто бизнес, ничего личного»), но у нас от такого поведения зарубежных политиков коробит – и, по моему мнению, справедливо. Если вы позволяете себе разрушать целые государства, свергать правительства и устраивать гражданские войны – какое право вы имеете указывать другим на «нарушение норм международного права»? Этот вопрос, адресованный американцам, конечно, останется риторическим…

 

Хотя, стоит отметить, что на нынешнем саммите G7 заявления стали посдержаннее, да и полярность во многом поменяли. После Сирийской кампании стало понятно, что без участия России во многих точках земного шара мира и спокойствия не добиться, да и вообще, любые разговоры о глобальной безопасности и борьбе с терроризмом с вынесением нашей страны «за скобки» – пустое сотрясание звука. И некоторые, например, Штайнмайер, это уже поняли, другие же, такие как Обама, продолжают гнуть свою линию: «Россия нам не нужна – мы и без нее справимся». Ну да, как в Афганистане или Ираке – так справились, что угрохали миллиарды и миллиарды долларов, а на выходе – ноль. Впрочем, с Обамы взятки гладки: ему скоро «на покой», и идиотские заявления «черного властелина Америки» уже никого особо не удивляют. Привыкли за два срока…

 

Конечно, отдельно стоит коснуться и итогового заявления лидеров «семерки» в отношении Украины. Если бы все обещания, посулы и слова поддержки можно было бы каким-то образом трансформировать в материальные ценности, то Незалежная, в этом нет никаких сомнений, уже стала бы самым богатым государством мира. Ну а пока обещания и заявления остаются не более чем словами – денег Украине не дают. Да и «реформы», о которых говорится в этом заявлении, пока существуют только в воспаленном воображении укропатриотов, и в картинке украинских телеканалов, – в реальности на Украине полных ходом идут «антиреформы», от которых экономике страны с каждым месяцем становится только хуже. И никаких предпосылок к изменению ситуации к лучшему нет, какие бы там громкие заявления не делали лидеры G7 и какие бы итоговые заявления не публиковали.

 

В последнее время саммиты «большой семерки» все больше напоминают «постановки в театре абсурда»: звучат речи об изоляции России, «экономике, порванной в клочья», об успехах антиигиловской коалиции под руководством США, о реформах на Украине – речи о том, чего не существует в действительности. И эти темы так серьезно и долго обсуждаются, что иногда даже забывается, что это повестка дня из «параллельной реальности» – в которой «Рашка развалилась», Асад ушел в отставку, Украина – самая процветающая страна Европы, а армия США разбила ИГ и всех террористов мира. Но ведь это не так, и какой тогда смысл всё это обсуждать? Вопрос риторический. И стоит ли России вообще возвращаться в формат «большой семерки» – может вместо «сотрясания воздуха» продолжить политику «реальных дел», от которой эффекта куда больше, чем от всех заявлений лидеров G7 вместе взятых. Опять риторический вопрос… Ответ на который очевиден…

 

Андрей Князев,

специально для News Front