Американские специалисты, осуществившие высадку на Луну, вне всякого сомнения, добились успеха. Однако с момента реализации лунной программы, которой США посвятили десятилетие, прошло огромное количество времени. Распад СССР, казалось, развязал американским специалистам руки и дал карт-бланш к освоению космического пространства. Но технологический скачок, несмотря на огромные ресурсы, так и не произошел, а об очередной гонке космических технологий американские специалисты начинают говорить именно сейчас.

 

 

Убийца РД-180, или Почем санкции для космонавтики?

 

Российский ракетный двигатель закрытого цикла долгое время является объектом пристального изучения и жарких споров американских политиков и экономистов. «НПО Энергомаш» в каком-то смысле слова совершило один из самых важных подвигов в истории отечественной промышленности, ведь более надежного, простого в производстве и одновременно недорого двигателя пока не придумали. Сочетание отличных коммерческих свойств делает РД-180 привлекательным для покупки заинтересованными лицами и одновременно вызывает ненависть.

 

В эпоху глобальных санкций и постоянного пересечения интересов позиция «максимальной жесткости» Соединенных Штатов в случае с ракетными двигателями нивелируется необходимостью сотрудничества с Россией, и такое сотрудничество вполне можно назвать стратегическим в силу нескольких причин. Инженерам ведущих американских промышленных компаний, не первый год занятых разработкой собственного ракетного двигателя, ощутимых успехов на ракетно-космическом поприще достичь пока не удалось.

 

Высшие американские военные и политические чины и вовсе напрямую стали заявлять о том, что в ближайшей перспективе свести на нет зависимость от российских ракетных двигателей РД-180 не получится. На слушаниях в сенатской комиссии особенно тревожными заявлениями запомнились заместитель министра обороны США Фрэнк Кендалл, под контролем которого находится сфера оборонных контрактов, и министр Военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс.

 

Высокопоставленные американские чиновники заявили, что отказ от сотрудничества с Россией нанесет авиакосмической отрасли США значительный вред. Коммерческой составляющей американские власти вполне могли бы пожертвовать, если бы не одно но. С помощью РД-180 Пентагон реализует и «оборонные» проекты, такие как вывод на орбиту спутников откровенно негражданского назначения.

 

Тревогу министра ВВС США разделяет и Фрэнк Кендалл, заместитель министра обороны, хорошо понимающий, чем грозит отказ от сотрудничества с Россией. На слушаниях в сенате Кендалл заявил, что если санкционный запрет на покупку РД-180 продолжит действовать, то жизнеспособность американского аэрокосмического консорциума ULA, на создание которого Lockheed Martin и Boeing потратили колоссальные деньги, окажется под угрозой.

По словам Кендалла, все дело в том, что ракеты-носители Delta IV и Atlas V, на долю которых приходятся самые важные и необходимые пуски, оснащаются двигателями… российского производства. Что касается разработки собственного ракетного двигателя, то американские специалисты даже называют вполне конкретные сроки – 2019 год. Однако и тут сдержанное воодушевление при ближайшем изучении начинается исчезать.

 

«Одно дело создать опытный образец двигателя к 2019 году, а совершенно другое – вывести его на стабильный режим работы, доказать его жизне- и конкурентоспособность, ну и, в конце концов, посчитать стоимость изготовления. Регулярное производство и эксплуатация подобных изделий – процесс долгий, тяжелый и очень дорогой, поэтому 2019 год как точка отсчета – это слишком оптимистично», – рассказал инженер-двигателестроитель, специалист в области систем автоматики в ракетно-космической технике, кандидат технических наук Андрей Головин.

 

Однако прагматичные американцы предусмотрели и это, попросив сенат заложить на будущее возможность закупки российских РД-180, что называется, на всякий случай. Российский ракетный двигатель, пожалуй, один из лучших примеров того, что американские санкции хороши ровно до тех пор, пока не начинают работать против самих Соединенных Штатов. В 2014 году РД-180 были исключены из санкционных списков, а уже в декабре 2015 года Пентагон подписал с «НПО Энергомаш» дополнительное соглашение на закупку еще 20 двигателей РД-180, ценой в 30 миллионов долларов каждый.

 

 

Под орбитальным колпаком

 

Военно-техническое соперничество, которому в новейшей истории мира всегда было место, неизбежно появится и в космосе. Точнее, уже появилось. В этом можно было убедиться, глядя на то, какие средства тратят те же Соединенные Штаты для поддержки собственной орбитальной группировки. Немудрено, ведь имея десяток-другой спутников, можно заглянуть в любой уголок мира, даже самый укромный. Однако на любой, даже самый современный и дорогой спутник всегда найдется средство противодействия.

 

Несмотря на то что совсем скоро Вооруженные Силы Российской Федерации приступят к войсковым испытаниям новейшего зенитного ракетного комплекса С-500, способностей которого в том числе хватает для «увольнения» низкоорбитальных спутников, беспокоятся зарубежные партнеры России не только по этому поводу. Опасения зарубежных специалистов вызвал аппарат «Космос-2504», выведенный на орбиту вместе с тремя спутниками связи «Гонец-М». Тревога зарубежных специалистов объясняется не столько самим запуском с космодрома «Плесецк» и грузом на борту, сколько активностью груза после выхода на орбиту.

Возможность вывода на орбиту спутников, способных маневрировать, в XXI веке не кажется чем-то из ряда вон выходящим: технический прогресс, особенности в космонавтике, на месте не стоит, а значит, такие аппараты вполне имеют место быть. «Сама идея производства и вывода на орбиту так называемых «спутников-инспекторов» прорабатывалась давно, причем прорабатывалась с обеих сторон – этим были заняты и в Советском Союзе, и в США. В перспективе такое оборудование, конечно, может нарушить работу некоторых элементов космической группировки.

 

Выражаясь привычным языком, подобным устройством можно «взять на абордаж» любой нужный спутник, изменить его орбиту или вывести из строя. Но это все в теории. Как это работает на практике и работает ли, открытых данных об этом нет», – поясняет специалист в области систем автоматики РКТ, кандидат технических наук Андрей Головин. Опасения американских специалистов понятны: ракета-носитель «Рокот», с помощью которой спутники были выведены на орбиту, часто используется Минобороны России для запусков, целью которых является укрепление обороноспособности страны. Именно «Рокот» чуть ранее выводил на орбиту уже известный на весь мир в качестве «убийцы спутников» новейший космический аппарат «Космос-2499», который также был наделен способностью маневрировать в космосе.

 

Подобная настороженность американских специалистов в области ракетно-космической техники объясняется довольно просто: спутники, способные маневрировать, изменять траекторию полета и совершать другие космические «прыжки», испытывались и в США. В 2014 году под контролем ВВС США состоялся вывод на орбиту двух весьма интересных космических аппаратов – так называемых спутников «Геосинхронной космической программы ситуационного учета», способных маневрировать и сближаться друг с другом.

 

Специалисты поясняют, что «ремонт» спутников вполне может быть лишь благовидным предлогом для испытания системы перехвата космических объектов, а переживания в Пентагоне вызваны тем, что Соединенные Штаты больше не хозяйничают на орбите и, возможно, орбитальная группировка США уже находится под колпаком.

 

Кадры решают все

 

Специалисты признаются, что главной задачей в век высокоорбитальных спутников, ракет-носителей и уникальных технических решений неизменно будет сохранение и приумножение квалифицированных кадров. Для того чтобы не просто обезопасить собственную космическую программу, но и осуществлять ее постоянное развитие, требуется решить сразу несколько ключевых вопросов. Во-первых, снизить кадровый дефицит в оборонно-промышленном комплексе. Во-вторых, существенно омолодить кадровый состав. В-третьих, уделить внимание не только ученым и специалистам, но и простым рабочим, занятым на этапе сборки конечного изделия.

 

Для реализации третьего пункта программы, по словам экспертов, требуется прежде всего пересмотреть вопросы профильного образования будущих работников ракетно-космической отрасли.

 

«Специалисты с высокой квалификацией весьма успешно и массово выпускались в СССР, и существовал целый ряд специальных учреждений, не только из числа вузов, в которых таких специалистов готовили. Этот опыт вполне можно реализовать и сегодня», – отметил в интервью «Звезде» военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г. В Плеханова Александр Перенджиев.  По словам эксперта, в случае с российской космической программой жизненно важно выйти на доктринальные документы, регламентирующие целый ряд положений непосредственно в ракетно-космической отрасли.

 

«Вполне возможно, что будет необходима Космическая доктрина Российской Федерации, или Стратегия развития космической отрасли Российской Федерации, если угодно. В этом случае снова использовать советский опыт в полной мере нельзя: можно, конечно, отталкиваться от некоторых технических решений, но со времен Советского Союза изменилось многое – поменялось и само государство, и формы собственности, да и много чего еще», – добавил Перенджиев.

 

Несмотря на очевидные сложности, связанные прежде всего с законодательством, в российской ракетно-космической отрасли успешно функционирует достаточное количество предприятий, внимание на которые обращают даже зарубежные специалисты. К таким компаниям эксперты относят АО «ИСС» им. академика М. Ф. Решетнева, сохранившей уникальный по качеству кадровый состав, или  ОАО «Красмаш», обладающий собственными учебными заведениями, после обучения в которых на производство приходят уже подготовленные рабочие кадры.  Специалисты поясняют, что соблюдение всех особенностей ракетно-космической программы в России сулит промышленности высоких технологий научный, коммерческий и оборонный потенциал одновременно.

 

Помимо прочего, предстоит кардинальным образом доработать вопрос с полностью отечественной элементной базой. Вопросов, которые предстоит решить, целая масса. Несмотря на все заключения о том, что российская оборонка сотрясалась от нестабильности и разгильдяйства в лихие 90-е, реальное положение дел таково, что новые ракеты-носители, передовые спутники связи и многое другое высокотехнологичное и востребованное оборудование производится в России уже сегодня, и если продолжать уделять самое пристальное внимание ракетно-космической отрасли, более крупные успехи не заставят себя ждать.

 

Дмитрий Юров