Вывод войск РФ из Сирии. Комментирует Константин Косачев, председатель Комитета по международным делам Совета Федерации

Решение Президента по выводу основного контингента российских вооружённых сил из Сирии — из разряда долгожданных. Не потому что операция затянулась. Её сроки с самого начала никак не предопределялись, и было изначально хорошо понятно: операция могла с равной степенью вероятности и оказаться более быстротечной, и растянуться на значительное время.

 

Эта новость долгожданна, потому что означает только одно — операция оказалась эффективной и она дала результат. И пришло время собирать камни.

 

Я очень хорошо помню дискуссии 30 сентября прошлого года, когда мы рассматривали в Совете Федерации соответствующее обращение Президента. Его центральным моментом, возможно, несколько подзабытым сейчас, было — Россия не намерена вести в Сирии собственную войну. Но Россия поможет законным сирийским властям и всем их потенциальным союзникам, стоящим по эту сторону добра и зла, переступить через привнесённые извне распри, собраться с силами, восстановить контроль над страной и вернуть страну своему народу. И эта помощь была оказана самым решительным и исчерпывающим образом, что следует из сегодняшнего доклада Министра обороны Президенту.

 

Перелом не заставил себя ждать. Он оказался не только и не столько военным, хотя именно военные сделали его возможным. Честь им и хвала! Перелом наступил, когда Россия и США сначала в Мюнхене силами министров иностранных дел, а затем и на уровне президентов двух стран добились перемирия между теми, кто изначально и не должен был воевать друг с другом.

 

Возвращённая вчерашним непримиримым противникам надежда на политический процесс оказалась востребованной и с той, и с другой стороны (или со всех других сторон). В результате начались переговоры, исход которых ещё не известен, но за рамки которых твёрдо и без двусмысленностей выведены те, с кем война должна была вестись с самого начала и с кем она будет вестись до самого конца — с экстремистами, объявившими своим единственным инструментом достижения целей вооруженный террор, и с их пособниками, зарабатывающими на бедах соседнего народа.

Правительство Сирии — полноценный участник переговоров, а не обреченно ожидающий приговора арестант, как ещё полгода назад пытались представить судьбу Башара Асада западные державы. С другой стороны, и у этого правительства больше нет (и не должно быть!) вольницы в подавлении гражданских протестов, в чем его периодически и небезосновательно обвиняли оппоненты. Это новая ситуация для Сирии, которой уже не могло бы возникнуть без российского включения в ситуацию — так далеко её завели толкавшиеся вокруг Сирии все это время региональные соседи и их более глобальные вдохновители.

 

Да, России потребовалось проявить незаурядную политическую волю и продемонстрировать феноменальную военную мощь, чтобы быть услышанной.

Услышали. И поняли. И в Дамаске, и в Алеппо, и в Ракке. Хочется надеяться, что поняли в Эр-Риаде и в Анкаре.

 

Именно Россией народу Сирии, всем сохранившимся в стране здоровым патриотическим силам возвращён шанс на спасение родины от настоящей, а не от мнимой угрозы дезинтеграции, распада и хаоса. Этот шанс есть и он не должен быть упущен.

 

Судьбы страны, на чем изначально и последовательно настаивала Россия, не могут и не должны определять ни Вашингтон, ни Брюссель, ни Москва. В каком-то смысле судьбу Сирии определит Женева. И с прекращением основной фазы российской военной операции у участников Женевских переговоров наступает неизмеримо бОльшая ответственность за их исход. Так и должно быть. А Россия, уверен, будет и далее помогать сирийскому народу, но уже силами дипломатии. И это тот случай, когда чернила дипломатов не должны исчезнуть, потому что они хорошо присыпаны порохом. Ведь российские базы остаются на месте.

 

Константин Косачев для группы Культурный минимум.