Отчего занервничали германские власти
Земельные выборы в Германии всегда пользовались большим вниманием федеральных политиков. Причин для этого две. Прежде всего, на них оценивается популярность в обществе политических партий и их будущие возможности на федеральном уровне. Не менее важной считается расстановка сил в земельных правительствах. Ведь они напрямую формируют один из важнейших законодательных органов ФРГ — бундесрат. К примеру, Баден-Вюртемберг имеет в нём шесть голосов, Рейнланд-Пфальц и Саксония-Анхальт — по четыре. И это не статисты федеральной политики.
Согласно конституции страны, бундесрат имеет возможность влиять на многие инициативы центрального правительства. Например, при канцлере Герхарде Шрёдере бундесрат заблокировал налоговую реформу, уже утверждённую бундестагом. Потребовались консультации, согласования, компромиссы, чтобы окончательно принять соответствующий закон. Так что в вопросах, касающихся федеральных земель, бундесрат при определённых условиях может стать оппозицией действующему канцлеру.
Земельная выборная кампания в основном строится на обсуждении местных проблем. Нынче громко зазвучали темы федеральные. Главная из них — приём и обустройство мигрантов. Эту волнующую немцев проблему напрямую связывают с политикой нынешней федеральной власти, сформированной партиями ХДС/ХСС и СДПГ, и персонально — канцлера от ХДС Ангелы Меркель.
Им-то и предъявили претензии немецкие избиратели. Ситуацией воспользовалась молодая оппозиционная партия «Альтернатива для Германии» (АдГ). Созданная три года назад, как консервативная партия евроскептиков, АдГ стремительно набирает популярность в стране. На недавних коммунальных выборах в федеральной земле Гессен «Альтернатива для Германии» получила свыше 16 процентов голосов и смогла сформировать в городском собрании Висбадена, земельной столицы Гессена, третью по величине фракцию (победила здесь СДПГ, второе место досталось христианским демократам из партии канцлера Меркель).
АдГ в Гессене опередила традиционную германскую оппозицию («зелёных», «левые силы», свободных демократов) и заставила поделиться местами представителей партий правящей коалиции. За счёт чего «Альтернатива для Германии» получила такую поддержку избирателей на коммунальных выборах? Главным образом, благодаря критике действующей власти за её политику «открытых дверей для мигрантов».
Ещё в начале этой выборной кампании центральная власть почувствовала угрозу от АдГ и занервничала. «Альтернативу для Германии» стали именовать не иначе, как правой популистской партией, обвинять в расизме и прочих смертных грехах. Крайне резко об АдГ высказался вице-канцлер и федеральный министр экономики и энергетики Зигмар Габриэль , вошедший в германское правительство по квоте социал-демократов.
По его мнению, АдГ «не вписывается в свободно-демократическое конституционное устройство» Германии. Впрочем, это ещё мягкая оценка. В интервью газете Bild am Sonntag Габриэль раскритиковал общественно-правовое телевидение ФРГ за то, что оно предоставляет эфир правопопулистской партии «Альтернатива для Германии». «С моей точки зрения, — отметил в газете вице-канцлер, — место АдГ — в отчетах Федерального ведомства по охране конституции, а не на телевидении».
Наблюдатели считают столь резкую оценку Зигмара Габриэля проявлением политической конкуренции. Поскольку «Альтернатива для Германии» создана отнюдь не маргиналами германской политики. Три года назад под её знамёнами объединились выходцы из политической группы «Альтернативный выбор 2013» правящей ХДС. Позднее к ним примкнули евроскептики из других основных партий Германии.
Правящая коалиция расплачивается за свою политику
Сегодня АдГ считает себя «детищем интеллектуальной элиты Германии». Самоуверенную оценку оправдывает состав руководства партии, в котором объединены ведущие немецкие экономисты, юристы, бизнесмены, публицисты, деятели культуры. Так что ставить их в один ряд с маргиналами из неонацистских партий, как сделал это вице-премьер Габриэль, по меньшей мере, неуместно, что и показали прошедшие в воскресенье земельные выборы.
Немецкие избиратели активно поддержали АдГ. В Саксонии-Анхальт за неё проголосовали 24,2% пришедших на выборы, в Баден-Вюртемберге — 15,1%, в Рейнланд-Пфальце — 12,6%. В Саксонии «правые популисты» заняли второе место на выборах и теперь получат 24 места в земельном парламенте. Победила здесь партия канцлера Меркель. Она собрала 29,8% голосов и получит 30 мест в ландтаге. Социал-демократы провалились на четвёртую позицию. У них в земельном парламенте теперь будет только 11 мест.
На выборах в двух других землях «Альтернатива для Германии» уверенно заняла третье место. В Баден-Вюртемберге победили «зелёные». ХДС Ангелы Меркель осталась на втором месте. В земле Рейнланд-Пфальц победа досталась социал-демократам, христианские демократы канцлера довольствовались вторым местом. В целом, в трёх земельных парламентах ХДС потеряла 36 мест (четверть от прежнего состава). Социал-демократы сократили своё представительство почти на треть (на 33 депутатских мандата).
Таким образом, в понедельник Германия проснулась в новой политической реальности. В стране обозначилась ещё одна влиятельная сила — партия «Альтернатива для Германии», занявшая уверенное третье место на политическом бундесолимпе. АдГ празднует успех. Правящая коалиция пожинает плоды своей политики — в первую очередь, миграционной.
Канцлера Ангелу Меркель за неё изрядно критикуют. Даже показали на телеканале АРД в хиджабе на фоне Рейхстага, подчёркивая расположенность Меркель к мигрантам вопреки национальным интересам немцев. «Катастрофическая политика канцлера Меркель определённо открыла людям глаза, — заявила на телеканале Euronews лидер АдГ Фрауке Петри. — Это единственная причина, по которой мы с успехом вошли в ландтаги, где наше присутствие измеряется двузначными числами».
Вместе с тем, беспокойство в Германии вызывает не только провальная политика открытых для мигрантов дверей. Всё чаще можно услышать критику кабинета канцлера Меркель за субсидирование евро и финансирование стран-банкротов, за невнятную международную политику и безоглядную поддержку Америки.
Не так давно в небольшом городке на юго-востоке страны жители создали инициативную группу «Мы — Германия». Её активисты требуют не только навести порядок с мигрантами, но и чтобы «внешняя политика была направлена на сохранение мира, а не на защиту интересов, связанных с нефтью». Ровно так прозвучало на одном из митингов группы.
Судя по всему, эти новые требования будут нарастать по ходу начавшейся выборной кампании. К делу подключаются представители бизнеса. Как сообщило издание «Бильд-онлайн», главы пяти крупнейших экономических объединений Германии выразили недовольство социально-экономической политикой правительства Ангелы Меркель. Бизнесмены и промышленники выступили за «срочное проведение реформ и инвестиций с целью обеспечения дальнейшего роста и процветания страны». И это не предвыборные мотивы. Навеяны они реальной ситуацией в экономике Германии.
Из «чёрного воскресенья» для правящей коалиции немцы, безусловно, сделают выводы. Нет уверенности, что правильные выводы сделает правительство Германии, с упорством, достойном лучшего применения, продолжающее свою провальную политику, освистанную на митингах и в пикетах, осужденную оппозицией и, как теперь видим, избирателями. Меж тем, от этой политики сегодня во многом зависит благополучие не только немцев, но и Европы в целом…
Нет Комментариев