Земельные выборы в Германии с ее федеративным устройством – важный эпизод в политической жизни страны. Их называют уроком для элит, репетицией федеральных выборов и даже малыми федеральными выборами. Зачастую итоги земельных выборов предопределяют политические решения на федеральном уровне: именно так обстояло дело в 2011 году, когда триумф зеленых после аварии АЭС Фукусима предопределил отказ правительства от атомной энергетики.

Выборы в Баден-Вюртемберге, Рейнланд-Пфальце и Саксонии-Ангальт, состоявшиеся 13 марта, стали первым серьезным испытанием для миграционной политики правительства. Задолго до голосования эти выборы привели политические элиты в состояние повышенной нервозности, а прошедшие неделей раньше коммунальные выборы в федеральной земле Гессен еще и подлили масла в огонь. На них партия «Альтернатива для Германии» (АfD), появившаяся всего три года назад, получила в три раза больше голосов, чем ожидалось. Во Франкфурте, финансовой столице Германии и Евросоюза (здесь располагаются Федеральный банк Германии и Европейский центробанк) за АfD проголосовали 12% избирателей, а в столице земли Висбадене – 16%.

Итоги выборов в Гессене отнюдь не были громом среди ясного неба: многочисленные опросы избирателей, регулярно проводимые в Германии, чутко следят за тенденциями в настроениях электората. Сопоставление результатов опросов (%) с итогами земельных выборов 13 марта 2016 года и итогами выборов 2011 года наглядно представлены в таблице:

Федеральная земля   ХДС СДПГ Зеленые Левые СвДП Альтернатива Другие партии
Баден-Вюртемберг Выборы 2011 г. 39,0 23,1 24,2 2,8 5,3 5,5
Опросы 2016 27-34 12-16 26-33 2,5-5,5 5-8 10-13 2-4
Выборы 2016 27,0 12,7 30,3 2,9 8,3 15,1 3,8
Рейнланд-Пфальц Выборы 2011 г. 35,2 35,7 15,4 3,0 4,2 6,3
Опросы 2016 35-38 31-36 5-10 3-5 3-7 8-11 2-5
Выборы 2016 31,8 36,2 5,3 2,8 6,2 12,6 5,1
Саксония-Ангальт Выборы 2011 г. 32,5 21,5 7,1 23,7 3,8 3,9
Опросы 2016 29-32 14-19 5-6 19-21 3-5 15-19 2-4
Выборы 2016 29,8 10,6 5,2 16,3 4,9 24,2 9

Источник: wahlrecht.de

Как видим, обе партии власти, поверив опросам, могли рассчитывать на более благоприятный исход выборов – особенно ХДС в Рейнланд-Пфальце и СДПГ в Саксонии-Ангальт. Не меньшее разочарование должно было постигнуть в Саксонии-Ангальт и Левую партию.

В целом же правящие элиты были прекрасно осведомлены о настроениях в обществе и пытались изменить их, предпринимая действия по преодолению миграционного кризиса на европейском уровне. Стремясь заручиться поддержкой Турции, Евросоюз пошел на уступки по части критики прав человека и по визовому режиму. Победными реляциями сопровождались «закрытие» балканского маршрута и начало операции военно-морских сил НАТО с Эгейском море.

Правда, антипод канцлера Германии Виктор Орбан утверждает, что лучше действовать в национальных границах, чем тешить себя пустыми иллюзиями. Поопросам, 4/5 немцев считают, что решить кризис с мигрантами можно лишь на общеевропейском уровне, но остаётся неясным: это поддержка курса Меркель или неверие в дееспособность национальных правительств? Скорее второе, поскольку кризисы, имевшие место ранее, не сплачивали ЕС, а напротив, расшатывали его по принципу «Спасайся, кто может».

По данным того же опроса, людей больше всего беспокоит ожидаемый рост преступности и «слишком сильное» влияние ислама, постепенно меняющее образ жизни немцев. Старания официальной пропаганды развеять эти опасения вызывают обратную реакцию недоверия к властям. Взрыв общественного негодования вызвало то, что известные события в Кёльне и повторение их в других городах замалчивались немецкими СМИ. И совсем одиозный случай: организация No border, которая на средства федерального министерства образования воспитывает у школьников сочувствие к мигрантам, запретила своей сотруднице жаловаться в полицию на групповое изнасилование её и её дочери, совершенное мигрантами из Судана в лагере беженцев.

Беспокоит немецких граждан и проводимая властями политика очернения правых партий, прежде всего «Альтернативы для Германии», выступающей с программой противодействия миграционной политике правительства Меркель. АfD требует:

— отказа от конституционной статьи 12а, по которой Германия предоставляет политическое убежище;

— изменения международных конвенций, обязывающих страны к приему мигрантов (2/3 сирийских беженцев при подаче заявлений о предоставлении убежища ссылаются на Женевскую конвенцию о статусе беженцев от 1951 года);

— высылки мигрантов, не получивших статуса беженца;

— отказа от финансовых перечислений другим странам ЕС для борьбы с миграционным кризисом.

Сегодня у Меркель трудное положение. Канцлер не может себе позволить во всеуслышание заявить «Я передумала» и на 180 градусов изменить миграционную политику. Она уже зашла слишком далеко, и на общефедеральных выборах осенью 2017 года ей, несомненно, будет предъявлен счёт.

Вместе с тем немецкое общество раздиратся противоречиями в своём отношении к мигрантам. Старение коренного населения Европы – процесс, которые не обратить вспять. Чтобы удержать созданный в Германии уровень социального обеспечения, работающих должно быть численно больше. В том, что мигранты способны восполнить демографическую брешь, сомнений нет (в новой волне мигрантов доминирует молодежь), есть изрядные сомнения в способности и, главное, желании мусульманской молодежи «интегрироваться» в экономику ФРГ. Пугает и стоимость предполагаемой «интеграции»: ежегодно только на социальные выплаты беженцам государству придется выплачивать 20-30 млрд евро. По другим расчетам, даже если случится невероятное и мигранты быстро интегрируются в рынок труда, вклад одного миллиона вновь прибывших будет на 450 млрд евро меньше того, что европейцы могли бы ожидать. То есть увеличением числа работающих проблема не решается.

В ходе коммунальных выборов в Гессене 6 марта, затем земельных выборов 13 марта в Баден-Вюртемберге, Рейнланд-Пфальце и Саксонии-Ангальт немецкий избиратель оценил, что внепарламентская «Альтернатива для Германии» – это партия, которая в вопросе о кризисе с мигрантами, охватившим страну, не боится называть вещи своими именами. При этом «Альтернатива» играет по правилам, чего не скажешь о её противниках. В ходе избирательной кампании некоторые оппоненты AfD демонстративно отказались от публичных дебатов с представителями «Альтернативы», как с зачумленными. В Аугсбурге бургомистр запретил запланированное выступление лидера AfD Фрауке Петри в здании ратуши, дошло и до метания торта в представителя AfD Беатрикс фон Шторх.

Настроения немецких избирателей показывают, что представленные в бундестаге христианские демократы, социал-демократы, зелёные, левые крепко сядут на мель на общефедеральных выборах 2017 года, если продолжат путать реальность с пропагандой.

Источник