Пентагон вытащил из нафталина и применил для ударов по позициям террористов легкие штурмовики OV-10 Bronco, которые использовались еще для борьбы против вьетконговских партизан

 

Запах напалма поутру

 

Соединенные Штаты, похоже, уже не знают, как им создавать видимость борьбы с террористами запрещенного в РФ и других странах «Исламского государства» без особого ущерба для последнего. Иначе чем еще объяснить то, что, по сообщению американского телеканала CNN, Пентагон задействовал в этой операции самолеты North American Rockwell OV-10 Bronco, которые уже совершили 120 боевых вылетов.

 

Эти многоцелевые легкие штурмовики редкой двухбалочной конструкции, имеющие турбовинтовые двигатели, были созданы в середине 60-х. В 1968 году они прибыли во вьетнамский Дананг для поддержки расквартированных там американских морпехов. В 1976 году их серийное производство было завершено, а в начале 90-х после применения в операции «Буря в пустыне» в Ираке их было решено снять с вооружения.

 

Формальной причиной их задействования в нынешнем году является сокращение расходов – мол, час нахождения в воздухе современной авиатехники обходится в 45 тысяч долларов, а OV-10 Bronco – менее 5 тысяч. Экономия, конечно, налицо, но если следовать такой логике, бумажные самолетики можно вообще бесплатно запускать. Вопрос только в эффективности – точнее, в нижнем пороге, до которого можно опускать расходы без ущерба для боевой мощи.

 

А он будет, если, конечно, контролируемые ИГ районы не собираются поливать напалмом или стирать с лица земли кассетными бомбами. Как гласит полный, а не урезанный вариант известной русской пословицы: «Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет».

 

Это все, что я могу сказать про Вьетнам

 

Вообще в американских вооруженных силах хватает старых коней, которые находятся в шаге от окончательного превращения в дохлых кляч. И все они как раз относятся к эпохе Вьетнамской войны.

 

К примеру, легенда этого конфликта, вертолет Bell UH-1 Iroquois («Ирокез»), поступивший на вооружение в 1959 году, используется до сих пор. Правда, в основном эксплуатируется его последняя модификация, имеющая буквенное обозначение Y. Это предпоследняя буква английского алфавита – то есть машина настолько старая, что практически все предшествующие буквы (кроме нескольких, отданных другой похожей модели) уже были задействованы! Еще один знаменитый вертолет той поры – Hughes OH-6 Cayuse, выпускавшийся с 1965 года. Хотя на его основе были созданы более продвинутые модели, первоначальная версия все еще эксплуатируется. Как и транспортный вертолет Корпуса морской пехоты Boeing Vertol CH-46 Sea Knight. Производился он с 1962 по 1971 годы.

 

Особо стоит упомянуть стратегические бомбардировщики Boeing B-52 Stratofortress – основной носитель американского ядерного оружия воздушного базирования. Эти самолеты прекратили выпускать в 1962 году, однако 65 единиц все еще находятся в строю. Их, кстати, тоже недавно перебросили на Ближний Восток для использования в Ираке и Сирии.

 

Кстати о ядерном оружии США. Единственный американский тип межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования, стоящий на вооружении – LGM-30G Minuteman III – эксплуатируется с 1970 года. Производились они несколько лет, и с тех пор им так и не нашли замену. Для сравнения, в российских Ракетных войсках стратегического назначения самой старой МБР является УР-100Н УТТХ 1979-1985 годов производства, да и то этих ракет уже почти не осталось.

Приведенные выше примеры относятся только к тем вооружениям США, которые в своей оригинальной версии уже сняты с производства. А ведь есть еще до сих пор изготавливаемая воздушная и наземная техника, созданная в 50-60-е годы. Например, военно-транспортный самолет Lockheed C-130 Hercules (производится с 1955 года). Или вертолет Boeing CH-47 Chinook, эксплуатируемый с 1962 года. Или, если спуститься на землю, бронетранспортер M113, который поступил на вооружение в 1960 году.

 

Но если у лучшей армии мира все еще имеется подобное старье, то что уж говорить о России? Так? Нет, не так.

 

 

Не стареют душой ветераны

 

Безусловно, даже у передовых в военном отношении государств остается на вооружении морально и физически устаревшая техника. Ради экономии средств на утилизацию, просто про запас или по еще каким-либо причинам.

 

Однако, во-первых, российские боевые машины, находящиеся на службе, будут все-таки помоложе американских – даже «пенсионеры» вроде Ан-12 или БМП-1 относятся к середине 60-х – началу 70-х годов выпуска. Во-вторых, самые возрастные пылятся на складах – непосредственно эксплуатируются либо их модификации, либо образцы последних лет производства. В-третьих, такие машины в оригинальном исполнении уже не производятся в принципе.

 

Если же рассматривать операцию в Сирии, самыми старыми являются фронтовые бомбардировщики Су-24М и используемые для вспомогательных целей вертолеты Ми-8 и Ми-24. Что касается первых, эта модификация появилась в 1983 году, но уже снята с производства. А если говорить о вертолетах, указанные модели производятся с конца 60-х – начала 70-х, однако остающиеся в строю были выпущены не позднее второй половины 70-х. И абсурдно было бы предполагать, что из огромного парка этих машин Россия отправила на сирийский фронт наиболее возрастные.

Михаил Афанасьев