На самом деле инфоповодов обсудить как встречу Владимира Путина с Александром Лукашенко, так и само заседание ВГС СГ России и Белоруссии немало. Пожалуй, главный повод – в том, что, несмотря на многочисленные критические стрелы, выпущенные в сторону Союзного государства РФ и РБ, это самое Союзное государство демонстрирует возможность прагматичной и добрососедской интеграции. Мало того, сам факт существования СГ России и Белоруссии показывает, что между Москвой и Минском на сегодняшний день нет глобальных противоречий, которые бы отталкивали государства и народы друг от друга. И если это так, то СГ РФ и РБ — замечательный пример для всех тех, кто заявляет о готовности идти по пути интеграции друг с другом на основании взаимного уважения государственных (национальных) интересов. Интеграционный путь сохранён – и это в тот момент, когда по миру буквально прокатываются волны хаоса и раздора, причём часто спровоцированные известными силами. Это отметили оба президента, ставя существующее Союзное государство в качестве действующего интеграционного примера.
Небольшой фрагмент выступления Александра Лукашенко на заседании Высшего Госсовета, в котором белорусский президент рассказал о принятии в непростых экономических условиях бюджета Союзного государства (размер – 6 млрд. российских рублей) (материал БелТА):
В ходе заседания Высшего Госсовета СГ РФ и РБ были отмечены те негативные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются Россия и Белоруссия. Экономическая ситуация приводит к тому, что уже третий год подряд проявляет себя падение взаимного товарооборота. Если сравнивать 2014 и 2015 годы по этому показателю, то товарооборот между России и Белоруссией просел почти на 26%. Это, как отметили президенты, говорит о том, что пока не до конца отточены механизмы торгово-экономического взаимодействия в кризисные моменты. По словам Лукашенко, один из рецептов роста общей экономики и взаимного товарооборота заключается в устранении торговых барьеров.
Из заявления белорусского лидера:
Однако в устранении барьеров сегодня и кроется основной подводный камень функционирования экономической системы Союзного государства. Дело в том, что Евросоюз, который в России потерял колоссальное торговое поле после обмена санкционными пакетами, ищет любые пути для вывода своей (в первую очередь сельскохозяйственной) продукции на российский рынок. Если с Украиной – полнейший в этом направлении швах, так как Киев плотно сидит на заокеанских ЦУ, то Белоруссия – вариант, близкий к идеальному. Очевидно, что этот непростой вопрос снятия всех барьеров между РФ и РБ на фоне экономических антироссийских мер, навязанных Евросоюзу, обсуждался и в ходе заседания Высшего Госсовета Союзного государства. Ведь с одной стороны – государство должно оставаться союзным во всех отношениях, включая, естественно, и экономический сектор, а с другой стороны – открытие «белорусского вентиля» приведёт к тому, что ЕС сможет воспользоваться тесным партнёрством Минска и Москвы с целью продвинуть свою продукцию на гигантский российский рынок. Тут бы, конечно, привлечь и третью сторону – Брюссель – чтобы обсудить возможность превращения обоюдных санкций в дешёвую фикцию для восстановления полноценной торговли в обе стороны, однако мяч, что называется, на стороне чиновников Евросоюза, и вся загвоздка в их самостоятельности (а точнее несамостоятельности) и способности без указивок из-за океана принимать решения. Пока, есть мнение, Брюссель тужится сделать шаги в восточном направлении, но, видя, как ему грозят пальцем из Вашингтона, в любой момент способен отыграть обратно и вернуть ситуацию на нулевой уровень.
Из заявления Владимира Путина (материал официального сайта президента РФ):
Необходимо также наращивать многоплановое отраслевое взаимодействие, проводить более согласованную экономическую политику. Мы уже сейчас в узком составе, когда обсуждали, обратили внимание на некоторые моменты, которые возникают в практической работе и которых вполне, конечно, можно не допускать.
Договорились также продолжить гармонизацию нормативного регулирования в промышленности, валютно-финансовой сфере, секторе услуг. Ключевым фактором роста экономики Союзного государства должно стать развитие промышленной кооперации, прежде всего в области высоких технологий. Следует наращивать долю наукоёмкой продукции, замещать иностранные комплектующие, особенно, конечно, прежде всего в чувствительных отраслях, от которых напрямую зависит безопасность наших стран.
Кстати, у нас в данной сфере уже есть неплохие заделы. В декабре 2015 года создана совместная компания Союза «Станкоинжиниринг», налажен совместный выпуск микроэлектроники в рамках специальных программ.
Продолжается прогресс в формировании единого навигационного пространства России и Белоруссии на базе системы ГЛОНАСС. Реализуются проекты в сфере дистанционного зондирования земли.
Стратегический характер носит российско-белорусское сотрудничество в энергетике. Полным ходом идёт сооружение белорусской атомной электростанции. Безусловно, это один из наших флагманских проектов. Напомню, что объём российских капиталовложений – 10 миллиардов долларов. Запуск первого энергоблока запланирован на 2018 год, второго – на 2020 год.

Обсуждались и вопросы безопасности Союзного государства. В тот момент, когда в соседней Украине открывается постоянно действующий натовский центр (включая сегмент управления и связи), не реагировать на новое приближение инфраструктуры НАТО к границам России и Белоруссии – просто непозволительно. В ходе заседания Высшего Госсовета Союзного государства было отмечено, что по линии силовых структур Москва и Минск выработали чёткий план действий совместной региональной группировки войск.
По словам Александра Лукашенко, Союзное государство «держит порох сухим», так как сохраняются военно-политические кризисы и возвращение ряда стран «к блоковому мышлению». Другое дело, что белорусский президент не упомянул следующее: а есть ли у этого «ряда стран» собственное мышление, или всё-таки весь их мыслительный процесс укладывается в те формулы, которые спускаются одним «исключительным» мыслителем…
После появления в западных СМИ информации о том, что в Польше к 2018 году появится американская инфраструктура ПРО, и что инженерные потуги Вашингтона в этом направлении уже имеют место, Россия и Белоруссия по определению будут отвечать. И этот ответ будет прост: на военных картах Польшу попросту выделят в качестве новой цели. И все стенания Варшавы о том, что «Россия приближается к рубежам НАТО», и Москве, и Минску, как говорится, по боку. Защита союзно-национальных интересов – прежде всего. И если та же Польша и прочие соседушки решили, что в агрессивной блоковости – главное европейское счастье, то это уже их проблемы…
Нет Комментариев