Эксклюзив News Front. Политический эксперт, профессор МГУ Андрей Манойло называет наиболее правдоподобную версию громкого теракта в Анкаре. Это попытка Эрдогана перетянуть на свою сторону армию, которая не воспринимает его как лидера, обозначив спланированным терактом общего врага — курдов.
News Front: В Турции, в Анкаре произошел теракт. Он был совершен против турецких военнослужащих. Сразу же турецкие власти обвинили в этом курдов. Что на самом деле происходит в Турции? Может быть, кому-то просто выгодно подставить курдов?
— Очень странный теракт, который вызывает больше вопросов, чем есть ответов на сегодняшний день. Во-первых, странность в том, что он произошел вблизи турецкого Генштаба и в непосредственной близости к общежитию молодых турецких офицеров. Предполагалось, что если в результате взрыва погибнут люди, то это будут военнослужащие турецкой армии – офицерский корпус. А армия в Турции – это больше, чем просто часть общества. Это больше, чем политическая сила. Армия в Турции до недавнего времени, до проведения референдума по внесению изменений в Конституцию, была гарантом Конституции и сохранения незыблемости конституционного строя Турецкой Республики. То есть, армия всегда играла и продолжает играть там основную роль, примерно, как и в Египте. Это основная сила, которая определяет, контролирует, а в случае кризисных ситуаций вмешивается в политические дела.
Были примеры, когда и лидеры государства смещались армией. Поэтому, когда Эрдоган пришел к власти, первое что он сделал – попытался эту силу себе подчинить. Все мы помним, как высокопоставленных турецких военных обвинили в попытке свержения власти, в результате чего практически весь Генеральный штаб переместился из своих кабинетов на тюремные нары. Там они сидят и до сих пор. Важно понимать, что вся эта верхушка, все двести с лишним высших офицеров – они по своим убеждениям кемалисты, сторонники светского государства, тех традиций, которые заложил основатель Турецкой Республики – Мустафа Кемаль Ататюрк. Теперь кемалистов в армии и на высших должностях в республике не осталось. Их место, поднявшись по соответствующей лестнице, заняли более молодые офицеры, среди которых популярны, так называемые, мягкие исламистские настроения, близкие к той идеологии, что проповедуют «Братья мусульмане». Соответственно, это было очень на руку Эрдогану, потому что его близость с турецкой ячейкой «Братьев мусульман» сегодня никто не оспаривает.
Чем еще подозрителен нынешний теракт в Турции. Подумаем, во-первых, кто мог бы быть его заказчиком? Во-вторых, сообщение о виновных появилось едва ли не раньше, чем произошел сам теракт. Создается впечатление, что официальные заявления турецкой стороны готовились заранее. Они были поданы довольно в готовом виде, а не в сумбурном. В отшлифованном виде. Очень странно и то, что тень подозрения пала на курдов. Хотя в принципе это и не очень противоречит той ситуации, которая сложилась в отношениях Турции и курдов. Но дело в том, что турецкая армия сегодня не очень поддерживает Эрдогана. Даже те офицеры, что сменили арестованных, — они к Эрдогану находятся в определенной оппозиции. Поэтому-то сейчас и идет вторая волна чистки турецкой армии, и сажают уже вот этих «мягких исламистов». Хотят привести на их место исламистов более радикальных и последовательных в своих действиях. Эрдогану ведь в ситуации эскалации напряжения, и с Россией и в целом на Ближнем Востоке, нужно на кого-то опираться. В этом отношении лучше исламистов-националистов никого не найти. Но без поддержки армии все равно не обойтись, не обойтись и одними ее чистками. А для того, чтобы армия полностью встала на сторону Эрдогана, ее нужно спровоцировать. Для армии нужно создать врага, который был бы именно врагом армии, а не Эрдогана или кабинета премьера Давутоглу. И истинной подоплекой этого теракта может быть цель создания такого врага.
Почему выбраны курды? Потому что нынешнему руководству, кроме всего прочего, очень не нравится нынешнее сближение курдов с Соединенными Штатами. Американцы собираются наступать на Аль-Ракку, и в качестве сухопутной группировки, которую будут поддерживать с воздуха, они рассматривают курдские формирования, ну и еще отчасти военные отряды ассирийцев, а также сирийской «умеренной оппозиции». Американцы курдов вооружают и готовят к этому наступлению. Туркам это не нравится. Они начинают думать о том, что эта хорошо вооруженная и обученная сила курдов, закаленная в боях, после того как победит «Исламское государство» (запрещенное в РФ – ред.), станет свободной, американцы бросят свой инструмент как обычно, и у нее появятся политические цели. Поэтому Эрдоган пытается сделать так, чтобы турецкая армия – вся как один – мобилизовалась против курдской угрозы.
News Front: Теперь о кино. Владимир Ильич Ленин когда-то сказал, что важнейшим из искусств для нас является кино. Сегодня не только СМИ, документалисты, но и даже область художественного кино – все втягиваются в информационную войну. Вот господин Керри недавно собирал в Голливуде творческую элиту. Зачем? Что нам теперь ждать от Голливуда?
— Сам Керри – очень интересная фигура. И он очень опытный политик. И очень хитрый. При том, что между ним и нашим главой МИД Лавровым установились довольно тесные контакты, и этот канал действительно работает, Керри продолжает вести многовекторную политику. В то время как в переговорах с Лавровым Керри пытается подать себя представителем некого умеренного крыла американской элиты, то на других площадках деятельности он выступает как жесткий борец против расширения влияния России. Это хорошо видно по женевскому процессу сирийского урегулирования. Из Женевы Керри посылает разные сигналы разным силам, которые участвуют в этом процессе. Ну и встреча Керри с владельцами и топ-менеджерами крупнейших голливудских компаний, является в этом отношении тоже показательной.
Официальная повестка этой встречи звучит как — Керри пытается сориентировать голливудскую индустрию на производство патриотических фильмов, которые бы развенчивали ИГИЛ и показывали подвиги американских военнослужащих, а в первую очередь бойцов, так называемой, «Свободной сирийской армии» — оппозиции, которая якобы борется с ИГИЛ. То, что там России и сирийкой армии Башара Асада не будет, у меня сомнений нет. Но мне представляется, что Керри, таким образом, зарядил Голливуд еще и на идеологическое противостояние с Россией. Потому что в этих фильмах, помимо «подвигов» сирийской умеренно оппозиции наверняка будут и кадры разрушений с гибелью мирного населения, якобы от бомбежек российской авиации. То есть, будут отображаться те мифы, которые сегодня фигурируют в обвинениях, которые выдвигают американские и британские политики по отношению к России. Сейчас это абсолютно голословные мифы, не подтвержденные ничем.
Но когда эти мифы обретут красивую художественную оболочку, тогда они перестанут восприниматься критично и станут элементом объективной реальности. Те, кто посмотрят художественный фильм увлеченно, они забудут о том, что это вымышленная история. Это как история с фильмом Тарантино «Бесславные ублюдки». Тарантино свел всю победу над гитлеровской Германией к рейду одной маленькой группы американских диверсантов.
News Front: Стало быть, мы вскоре увидим очередную серию «Рембо», где он будет защищать героический сирийский народ, стреляя из ПЗРК по агрессору – российским истребителям.
— А помогать будут сирийские повстанцы из умеренной оппозиции, говорящие на украинском языке.
Беседовал Сергей Веселовский
Текст подготовил Игорь Орцев
Нет Комментариев