День памяти воинов-интернационалистов. Обычный день. Большинство даже внимание не обратило на мужчин в возрасте за 50 с парой гвоздик. Мало ли, куда идут эти немолодые дядьки… Жизнь кипит. Жизнь требует скорости. И обращать внимание на других стали гораздо меньше. Извини, тороплюсь.

В каждом городе есть место, куда приходят ветераны боевых действий. Чаще памятник мальчишке-солдату в «афганке» и десантной разгрузке. Иногда БМД или БМП. Но место есть.


Каждый, кто участвовал в локальных войнах, испытал на себе действие так называемого «афганского синдрома». Когда государство, да и простые люди часто, стыдились того, что была война. С Афганистаном скрыть это было тяжело, а сколько скрыто? Сколько мужчин на вопрос о награде скажут: за выполнение задания командования. И всё.

Я вспоминаю случай в Ташкенте начала 80-х. Случай, который показал реальное отношение к солдатам.

Молодой дембель-моряк, в полной парадной форме, без популярных тогда «грудь в орденах и аксельбант на полпуза». Вполне пристойная форма. Для Узбекистана моряк — экзотика. Да и вообще, моряки в процентном отношении солдат штучный товар.

Так вот. Задержал парня патруль. Обычный городской патруль — за нарушение формы одежды. В то время любого дембеля за такие нарушения можно было задерживать. Хоть накладку под комсомольский значок, хоть погоны парадные «прапорщицкие», но приспособит на форму. Поговорка — народ одел, народ пускай и смеется, для дембелей не была актуальной.

А этот паренек с точки зрения нормального патруля (ну все люди, все человеки, понимаем) превзошел всех. Под стандартным набором значков в районе печени у него висел… «царский» орден. На тот момент из похожих советских был только «За службу Родине». А этот классический «царский». Огромный, с кучей лучей, стразами…

Кто хоть раз попадал в комендатуру, тот знает тон «воспитательной «беседы и вероятные итоги этой беседы. Капитан из комендачей слюной брызгал по полной. А расплата за издевательство над формой советского ВМФ предрекалась страшная. Трижды четвертовать и четырежды отрубить все конечности как минимум.

Однако после проверки документов капитан почему-то заткнулся. Оказалось, что моряк не создал «шедевр» самостоятельно. Его создали за много лет до его рождения. И шедевр этот — орден. Из настоящего белого и желтого золота с бриллиантами. Более того, получен этот орден пареньком из рук какого-то арабского то ли шейха, то ли султана. Получен за разминирование акватории в Красном море.

Моряк был отпущен. Но я видел потом, как орден он снял. От греха подальше. Домой ехал. И хотел доехать.

С этим сталкивались и афганцы. Наверное, каждый слышал на День ВДВ: откуда у мальчишки награды времен Великой Отечественной? Почему орден Красной звезды или медаль ЗБЗ, или «За отвагу»?

Сегодня наша армия участвует в боевых действиях в Сирии. И впервые, да именно так, впервые, к солдатам относятся как к героям. Простые люди. Какая искренняя скорбь была у большинства по погибшим. Не показная, а именно от души. С какой гордостью мы читаем об успешных ударах ВКС.

По всем опросам, проводимым сегодня, большинство поддерживает политику Путина. Как раз вчера «Левада-центр» опубликовал результаты своего опроса. 59% опрошенных поддерживают наши удары. И только 27 против. Большинство считает, что наши удары направлены не столько на поддержку режима Асада, сколько на то, чтобы не допустить войну на нашу территорию (53%).

Понятно, что прекрасно организованная операция способствует таким настроениям. Понятно так же, что в случае начала наземной операции цифры чуть-чуть изменятся. «Цинки» мало способствуют поддержке войны. Но сегодня Россия поддерживает Путина.

Вчера, 15 февраля, в День памяти, мы сидели в обычном кафе. Мы — это те, кто пришел к памятнику с гвоздиками. Те, кто там друг друга не видел. У каждого была своя война. А вот собрались вместе, чтобы помолчать. Чтобы поднять третий тост.

Если честно, я рад, что сегодня солдаты и офицеры в почете. В почете те, кто не допускает войну в наши дома. Я рад за свой народ. Потому что понимает. Я рад за своё правительство. Потому, что не «прогибается».

А главное, я рад за то, что вот так вот могу посидеть с незнакомыми, но родными людьми. С пузатыми мужиками и стройными (почему женщины-ветераны не толстеют?) женщинами. Простые люди, которые не только сами не сломались в командировках, но и детей воспитали таких же.

Я не хочу, чтобы меня учили жить. Я хочу жить так, как хочу. По закону, по справедливости. Так как меня учили родители. А для тех 27% скажу: ребята, не надо путать мягкое и горькое. Раздолбанные дороги, протекающие крыши, слабая медицина и прочее — это плохо. Очень плохо. Но с этим бороться будем мы. Я и вы. И так, как мы посчитаем нужным. Именно мы. А для того, чтобы мы могли решать, мужики в Сирии рискуют своими жизнями.

Парадоксальная Россия опять удивляет мир. Санкции. Подползание НАТО к границам. Просачивающиеся террористы. Полный раздрай с Украиной. Куда не кинь, всюду клин. А в душе нет растерянности. Нет страха. Наоборот. Радостное ощущение победителя. Как в 45-м… Трудно будет. Страшно трудно. Но победитель не бывает побежденным.