Имя Тайипа Реджепа Эрдогана стало практически притчей во языцех. Его имя не сходило с лидирующих строчек ближневосточных событий последние годы, начиная с начала гражданской войны в Сирии и по сей день. Именем «янычара в галстуке» можно смело возглавить список людей года. Однако, тематика рейтинга будет скорее всего сомнительной.

 

Анализ последних событий политического курса Президента наводит на мысль о том, что турецкий истеблишмент зачастую руководствуется не политической дальновидностью и здравым смыслом, не положением своей страны на геополитическом поле, а эмоциями. Чувствами и ощущениями.

 

Вспомним наиболее ключевые события на Ближнем Востоке за последние годы и рассмотрим позицию турецкого неоосмана к этим событиям.

 

Война в Сирии: неприятие режима Асада изначально было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, Т. Эрдоган, делая ставку на свержение режима Асада, хотел получить абсолютную поддержку со стороны США (которую в итоге не получил, даже в курдском вопросе). Во-вторых, есть одна партия — Рабочая партия Курдистана, которая возглавляет список наиболее опасных для целостности турецкого государства и… которая пользовалась большой поддержкой семьи Асада (сына и отца Хафеза Асада). В-третьих, семья Асадов – алавиты, а Эрдоган славится своими ярыми исламистскими амбициями. Сирия с Асадом – ситуация, при которой Эрдоган навсегда может распрощаться со своими имперскими амбициями А вот «Сирия без Асада» — последний шанс для турецкого лидера реанимировать свое реноме и претензии региональное лидерство. Однако, основной базис неприятия Эрдоганом Асада не имеет никакой логики – желание восстановить бывшую империю и расширить границы территории. Это обида, основанная на ощущениях и нерациональных мечтах о поддержке США. Эмоции, эмоции и еще раз эмоции заставили Эрдогана остаться с носом.

Курдская проблема. В одной из своих статей мною были приведены немало рациональных доводов в пользу мнения «Турции прагматичнее согласиться дать курдам автономию». Доводы эти включают финансовые затраты на вооруженную борьбу с курдами, потерю статуса демократического государства, подрыв туристической сферы, разрушение энергетических экономических отношений из-за взрывов газопроводов, жизни тысяч людей наконец и пр. Целая совокупность минусов для Эрдогана. Однако, Президент продолжает свою трель. И трель эта лишена прагматики. Не может турецкий лидер (лидер государства, которое когда-то было частью Великой Османской Империи), дать крупнейшему этносу часть заслуженных исторических этнических территорий. И нежелание это — тоже эмоциональное и лишенное здравого смысла

 

Турция — Россия. 24 ноября произошло поистине знаковое событие в отношениях двух стран — сбитый турецкой стороной российский СУ-24. Истинные причины столь безрассудного поступка со стороны турецких властей не известны до сих пор и расплачивается Турция тоже до сих пор (в т.ч. санкциями и развитием российско-курдских отношений). Несмотря на то, что турецкий лидер переводит стрелки на НАТО, абсолютно ясно, что подобные приказы может издавать только представитель высшего эшелона власти, то есть Президент страны, то есть Тайип Реджеп Эрдоган. Это очередное нелогичное событие привело к тому, что Эрдоган получил еще двух врагов – в лице России и НАТО, помимо уже имеющихся региональных соседей-противников.

 

Турция – Израиль. Событие с российским самолетом очень напоминает 2010 год, когда израильский спецназ атаковал турецкую флотилию в Сектор Газа. На эмоциях Эрдоган приказал немедленно выслать израильского посла из Анкары, одним махом распорядившись прекратить все виды экономического сотрудничества и авиасообщение.

Еще одна черта характера, которой обладает Эрдоган – амбициозность, которую зачастую сравнивают с нравом российского лидера. Вот что пишет экспертно-аналитический  центр Stratfor: «В то время как Европой и другими частями мира правят невзрачные посредственности, Реджеп Тайип Эрдоган вот уже десять лет как кипит амбициями. Пожалуй, есть только один еще лидер большой страны, который создает вокруг себя такое динамичное силовое поле: это российский Владимир Путин, с которым Запад тоже чувствует себя в высшей степени некомфортно». А в чем заключались амбиции Эрдогана?

 

  • стать членом ЕС
  • расширить президентские полномочия
  • создать Неоосманскую империю
  • стать ближневосточным лидером и транзитным центром.

 

К сожалению, ни одному из его мечтаний не суждено было сбыться. И мешает всему – эмоциональный нрав, из которого вытекают недальновидность, зависимость от США, а также то, что многие решения принимаются без здравого смысла. Напутствие Эрдогану: «Не оправдывай свои действия ни политикой, ни религией… Ничем, кроме здравого смысла».

 

Джамиля Кочоян, специально для News Front