Режиссер прочел в парламенте лекцию-исповедь в честь начала Года кино.

В среду на думской трибуне неожиданно предстал Никита Михалков.

Фото: Евгения ГУСЕВА Zhenya_Guseva.

«ТРИ СЕСТРЫ — ЛЕСБИЯНКИ С НОМЕРАМИ НА СПИНЕ»

В среду на думской трибуне неожиданно предстал Никита Михалков. В черном кожаном пиджаке и красных подтяжках. На Охотный ряд мэтра пригласили выступить с лекцией в честь стартовавшего в 2016-м Года кино. Самих слуг народа в разгар трудового дня здесь было немного, но набившаяся молодежь из аппарата Госдумы и специально приехавшая из разных вузов облепила все стенки и ступеньки.

— Шестой созыв сформировал такую славную традицию. Здесь уже читались целые циклы лекций по истории права, культуре, литературе. Нашего нынешнего гостя, который выступает часто по разным поводам, в разных аудиториях, представлять не надо. Искренне благодарен вам за то, что дали согласие открыть новый цикл лекций, — приветствовал режиссера спикер Госдумы Сергей Нарышкин и уступил ему микрофон.

— Я не лектор и это не лекция, это крик, исповедь души, — сразу предупредил Никита Сергеевич и начал с главного культурного феномена этого сезона — очереди на Серова. — Невероятные очереди на Серова и то, что раскупили на 60 с лишним миллионов рублей в филармонию в нынешнее время — очень важный знак, когда народ ищет самосохранение не только в экономических проблемах, которые все равно будут заваливать человека. Но, значит, существует та сила духовная, которая приводит человека на мороз.

Особенно досталось на лекции-исповеди «творцам»-новаторам и ширпотребщикам.

— Сейчас «Три сестры»- это уже три лесбиянки, на спине у каждой номер, и все говорят: как смело, вот это решение! Я против того, чтобы на гробу великого драматурга ты въезжал в свой пиар! И вот так подряд еще глубже закапывают великие имена. Я не против интерпретации, у Куросавы Достоевского японцы играли, но это был все равно Достоевский. Очень многие актеры у нас просто выжили за счет телевидения, сериалов, но это тот вал, тот поток, в котором у тебя нет времени. Кто последний раз видел швейцарскую картину? — оглядел зал Михалков. Молчали все, даже режиссер и депутат Станислав Говорухин. — Никто, потому что у нас свое кино и американское. А я посмотрел потрясающую иранскую картину про пророка Мохаммеда. Она разделяет кардинально представления о том, что такое ислам и терроризм. Ислам не вписывается в ИГ (запрещенная в России террористическая организация. — Ред.). Смотришь на эфиопов, до которых, по сути, тебе и дела никакого вроде нет, и ком в горле. Ко мне приехал Дмитрий Дюжев на съемки, открыл портфель, вынимает сценарии. «А кто режиссер?» — спрашиваю. «Да, маленький в кепке», — отвечает. Даже имени не знает! А как знать, когда сейчас уже бывает, что снимают без режиссера, а он стоит где-то болтает. Осветитель, который посмотрел на часы, когда обед, не может работать в картине. Уровень режиссуры, братцы, невероятно упал…

— Братцы-братцы, а тут в зале одни сестры, — улыбнулся Говорухин.

— Понятие воспитания вынуто из школьной программы, — продолжал сетовать гость. — «Мы должны воспитать потребителя», — сказал бывший министр образования. А советская власть воспитывала творцов! Вы можете все книги закачать в айпэд, но запах книги утерян, а надо, чтобы странички шелестели, а не мышка кликала. Представьте, что эти гаджеты появились бы 300 лет назад, мы имели бы переписку Толстого, вообще эпистолярный жанр? Я не к тому, что в лапти и на лошадей. Я к тому, что это понимать и от этого получать удовольствие.

В ходе «исповеди» выяснилось, что у Никиты Сергеевича в планах — снять фильм о жизни и гибели поэта и дипломата Александра Грибоедова, сценарий которого был написан еще давно, но съемкам мешала и мешает большая политика.

— Тогда — Карабах. Сейчас — Турция, где мы нашли всю натуру, — хмыкнул Михалков. — Ждем. Может, будем снимать в самом Тегеране. Мы нашли невероятные документы, доказывающие, что его гибель — спланированное политическое убийство англичан!

«НАД ПАТРИОТИЗМОМ ИЗМЫВАЮТСЯ»

Когда же слушатели выстроились в очередь задавать вопросы, то тему кинематографа и сопутствующих бед вытеснили патриотизм, национализм, информвойны…

— Если говорить «по чесноку», что провоцирует национализм? Невероятная абсолютно метармофоза, случившаяся в Старом Свете. Последовательно европейская культура предает все основы себя самой. В первую очередь, христианство. Под понятием толерантности и мультикультурализма идет истребление того, что делало европейскую культуру основой миропорядка. Предается все заповеди, по которым жило христианство. Все, на что было табу, становится возможным, потом допустимым, а потом обязательным. Посмотрите, как изменилась интонация обсуждения России в мире. Страна-изгой! Через информационный вброс меняется сознание народов. Это страшнейшее оружие. Где тот механизм, который адекватен этому разрушителю? Я не знаю, это дело молодых. Но без серьезной политической воли и трезвой оценки этого, во многом и в стенах этого здания, одному кинематографу с этим не справиться. Потому что, как говорила моя мама, «воспитывать надо, пока лежит поперек». Президент говорит: национальная идея — патриотизм. Какая простая мысль. Но посмотрите, как измываются над этим. Когда люди вышли с портретами своих предков (акция «Бессмертный полк». — Ред.), сколько было фейков про автозаки и так далее. Какая трагедия для либералов случилась! Народ собрался — не пьяный, не за деньги! А в очередь народ встал не за колбасой, а на Серова! Невозможно быть психологически защищенным, когда ты презираешь свой народ и историю. Когда проявление свободы для тебя — очередь в «Макдоналдс», — подытожил под аплодисменты Михалков.