Турция из-за поддержки курдов Россией и США остается не у дел, чего турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, очевидно, боится, пишет специалист по Турции Роберт Эллис в свой статье для The Independent.

 

 

«Несмотря на попытки Эрдогана подавить растущее политическое влияние курдов, его неумелая дипломатия оказывает обратное действие», — пишет он.

 

То, что в основе отношений между США и Турцией, предполагаемыми партнерами, лежат разногласия, стало ясно после недавнего визита спецпредставителя Барака Обамы Бретта Макгурка в сирийский Кобани, который контролирует партия «Демократический союз» (PYD), основанная сирийскими курдами.

 

Именно героическая защита этого города от налетов «Исламского государства» (запрещена в РФ — ред.) сделало сирийских курдов объектом международного восхищения, считает Эллис.

 

Эрдоган, однако, называет их террористами, равно как и «Рабочую партию Курдистана», действующую на территории Турции. После этого визита он обрушился с резкой критикой на США, требуя ответа на вопрос, кого они на самом деле поддерживают — Анкару или «террористические организации».

 

Очевидно, турецкий президент боится, что растущая международная поддержка курдов — например, со стороны США и России — укрепит их позиции.

 

Страхи Анкары связаны с возможным учреждением курдской автономии вдоль турецкой границы.

 

«Демократический союз» уже освободил от ИГ значительную часть территорий на севере Сирии и учредил три автономных кантона между реками Тигр и Евфрат.

 

Эрдоган заявлял, что если сирийские курды окажутся на западном берегу Евфрата, для турков это будет означать пересечение «красной черты», но на самом деле «Демократический союз» уже сделал это. Теперь у него есть возможность соединиться с Африном — четвертым курдским кантоном в северо-западной Сирии, который расположен в 98 километрах от реки вдоль сирийской границы.

Для Анкары эти 98 километров обладают стратегической важностью: именно через эту границу Турция отправляет в Сирию иностранных боевиков и именно через нее ведет торговлю с ИГ.

 

«США призывали Анкару закрыть границу, но она отказалась, поэтому теперь эту работу сделают курды», — уточняет Эллис.

 

Турция с 2012 года пытается «соблазнить» США и заставить Вашингтон поддержать их план по свержению сирийского президента Башара Асада, организации гуманитарного коридора для беженцев и бесполетной зоны как раз на той территории, на которую претендуют курды. Не дать «Демократическому союзу» создать курдский коридор вдоль сирийско-турецкой границы — главная цель Анкары.

 

В этом контексте решение сбить российский Су-24 в ноябре кажется серьезным стратегическим просчетом. Россия ответила на это усилением своего присутствия в Сирии, в том числе за счет развертывания зенитных ракетных комплексов С-400.

 

Похоже, попытки Эрдогана снизить влияние курдов как в Турции, так и в Сирии, оборачиваются для него ответным ударом, пишет Эллис. Журналист напоминает, что сирийские курды недавно открыли свое представительство в Москве. Кроме того, Россия предлагает вовлечь их в мирные переговоры по урегулированию сирийского кризиса в Женеве.

 

Теперь турецкий президент заявляет, что терпение Турции иссякает и что она может быть вынуждена вторгнуться в Сирию. России и США, таким образом, приходится иметь дело с лидером, чье поведение становится все более нестабильным, подводит итог Эллис.

 

РИА Новости

 

Оригинальная публикация The Independent