Являются сирийские курды террористами или нет? Похоже, этот вопрос грозит резко ухудшить и без того не самые лучшие отношения Соединенных Штатов и Турции. И Вашингтон, и Москва стремятся наладить с курдами хорошие отношения, и это в то время, когда для Турции данный вопрос стал еще более болезненным, чем прежде.

 

Отношения близких союзников – США и Турции – заметно обострились. В среду президент Турции Эрдоган заявил, что политика США в отношении сирийских курдов привела к «рекам крови». «Эй, Америка, вы никогда не признавали их (террористами), из-за этого в регионе пролились реки крови», – приводит слова Эрдогана Agence France-Presse.

 

«Cколько раз я вас спрашивал: вы с нами или с террористической организацией ПДС (Партия демократического союза, ведущая курдская организация Сирии – прим. ВЗГЛЯД)? Что это у нас за партнерство – непонятно, – заявил турецкий президент. – Несмотря на то, что мы много раз им (США) все объясняли, они до сих пор говорят: «Это не террористы». Но это террористы чистой воды».

 

Ранее посол США в Анкаре Джон Басс был вызван в МИД Турции в связи с высказываниями официального представителя Госдепа Джона Кирби о Силах народной самообороны – боевом крыле сирийско-курдской партии ПДС. Кирби заявил, что Вашингтон «не считает СНС террористической группировкой и продолжит их поддерживать».

 

Анкара считает ПДС связанной с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана (РПК), действующей в турецких регионах, населенных курдами.

 

«И как мы можем вам после этого доверять?!»Россия также исторически поддерживала курдов, однако Владимир Исаев сомневается, что этот фактор может стать точкой соприкосновения с американцами. Он напомнил о последних заявлениях министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его заместителя Михаила Богданова, отвечающего за ближневосточную политику.

«До последнего момента они заявляют следующее: Россия не имела никаких официальных отношений с различными курдскими партиями и формированиями. В Москве открывается представительство курдов (в среду в Москве прошла церемония открытия представительства Сирийского Курдистана), и только с этого момента может начаться какой-то отсчет новых отношений. О чем будем договариваться? Курды прежде всего просят оружие. Открытие бюро в Москве также означает установление каких-то официальных отношений, потому что до этого это были, мягко говоря, неофициальные визиты», – пояснил Владимир Исаев.

 

 

Заранее предполагаемый взрыв

 

В свою очередь директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов убежден, что главным в этой ситуации становится вопрос, намерены ли американцы и дальше поддерживать режим Эрдогана или начнут готовить вариант внутренней трансформации в самой Турции. «Эмоциональные заявления Эрдогана демонстрируют уровень нервозности в высшем турецком руководстве, которое оказалось в полной изоляции из-за своей политики провокаций, так называемой восточной дипломатии, не соответствующей мировым стандартам», – сказал Тарасов газете ВЗГЛЯД.

 

Американцы же поддерживают курдов для осуществления своего проекта, революции снизу, «заранее предполагая, что это будет взрыв». «США делают новую карту на Ближнем Востоке, они идут на сознательную трансформацию. Сейчас Россия и американцы работают в тандеме по иранской программе, по Женеве при всех сложностях политического урегулирования в Сирии. И Турция, как и Саудовская Аравия, выброшены из этого процесса, с ней больше не консультируются. Все решается на уровне диалога Москва – Вашингтон. Отсюда идут заявления, что они готовы участвовать в наземных операциях. Блеф! Запад жертвует своим южным союзником – Турцией», – уверен политолог.

Что касается самого заявления Эрдогана, то Тарасов удивлен, почему оно прозвучало только сейчас, когда давно было ясно, что США и Израиль поддерживают курдов.

 

«Что произошло сейчас? Эрдогану обещали, что так называемый Курдистан будет протекторатной зоной Турции, что она выйдет в Мосул и Киркук, получит свои собственные источники энергии, которых не хватает. Сейчас этот проект полностью провалился. Работают коалиции США, России, Саудовской Аравии. В результате иракско-сирийский фронт столкнулся с Турцией, война перешла во внутреннюю зону Турции», – подытожил эксперт.

 

 Андрей Резчиков, Михаил Мошкин