Успех 52-минутной документальной ленты «Украина: маски революции» известного режиссера Поля Морейры, показанной на французском платном телеканале Canal+, превзошел все ожидания. Неделю назад его посмотрели сотни тысяч человек.

 

 

Фильм, в котором автор с большой степенью объективности проанализировал подноготную майдана, последовавшие за этим трагические события и роль в этих событиях националистических группировок, включая «Правый сектор» (запрещён в РФ – ред.), батальон «Азов» и им подобные, вызвал такой массовый интерес, что многие французы записывали его на DVD-диски, «флешки», затем передавали друзьям, знакомым, что само по себе явление из ряда вон выходящее.

 

Руководство Canal+, оценив все «за» и «против», а также учитывая феноменальный резонанс фильма, решило продлить его показ. Второй пришелся на воскресенье, 7 февраля. Третий, как здесь объявлено, должен состояться 14 февраля. И это несмотря на протесты киевских властей. Причем гневным письмом посла Украины во Франции, направленным в адрес председателя наблюдательного совета телеканала бизнесмена и миллиардера Венсана Боллоре, дело не обошлось. С тем чтобы заблокировать дальнейший показ ленты, украинская «комиссия по журналистской этике» (есть, оказывается, и такая в Киеве) решила обратиться в Альянс независимых пресс-центров Европы с жалобой на сам телеканал, а также на Поля Морейру с обвинениями в нарушении «профессиональных норм этики». О том, какая вакханалия была поднята в СМИ Незалежной, и говорить не приходится. На одном тамошнем сайте договорились до того, что объявили француза «террористом, работающим на российские спецслужбы».

 

Надо сказать, что в дирекции Canal+ ко всему этому психозу отнеслись весьма хладнокровно: редакционную политику изменять не намерены, а на тот случай, если придется разбираться с какими-либо исками или демаршами, назначили сотрудника, которому поручено курировать вопросы, связанные с этой неординарной ситуацией. Примерно так же поступила продюсерская компания «Премьер линь», где Поль Морейра — один из основателей и руководителей. Его фильм не только спровоцировал настоящий шквал хвалебных оценок в социальных сетях, причем не только французских, но и в других европейских странах, но и ожесточенные нападки, граничащие с откровенной травлей. Наверное, поэтому после выхода фильма Морейра решил на время отказаться от общения с прессой, о чем сообщил представитель «Премьер линь».

Говорят, что в его адрес даже поступали угрозы. Предположительно от лиц, связанных с объединениями украинских националистов, пустивших корни во Франции. В кампании против автора резонансной документальной ленты активное участие также принимают разномастные русофобы местного разлива. То здесь, то там появляются всевозможные «трибуны» и «послания», в которых злобная критика в адрес автора фильма, посмевшего изложить свое беспристрастное видение украинских событий, сочетается с беспардонными выпадами в адрес Москвы.

 

Одна из этих «трибун» была опубликована в газете «Монд», считающейся своего рода печатным органом близкой к левым и либеральным кругам интеллигенции. В этом опусе, а под ним стоят подписи пяти человек — среди них писатель, философ, даже бывший посол, собраны самые замызганные, пропитанные ненавистью к России штампы. Другая газета, примерно такой же направленности, «Либерасьон», предоставила слово, чуть ли не полстраницы, переводчице, которую подключили к работе над фильмом в его самой заключительной стадии. Сделали это, представляется, только по той причине, что она обрушилась на именитого режиссера с разгромной критикой: якобы не так показал отъявленных продолжателей дела Бандеры Игоря Мосийчука и командира батальона головорезов «Азов» Андрея Билецкого. Обиделась, что они получились у него «дикарями, обуреваемыми тупыми и злотворными националистическими идеями». Ни на тот, ни на другой выпад Поль Морейра реагировать не стал. И лишь раз не сдержался, когда в журнале «Обсерватер», где уже не один год он ведет свой блог, появилось открытое письмо 18 французских журналистов, так или иначе пишущих об Украине. Они, в частности, упрекнули режиссера в том, что он назвал военизированные отряды ультраправых «силой, свергнувшей власть в феврале 2014 года». К тому же они обиделись на автора фильма за то, что он не заметил их работы, особенно по освещению одесской трагедии 2 мая 2014 года, когда погибло свыше 40 сторонников федерализации страны.

С этим тезисом, конечно, Морейра не мог согласиться и опубликовал ответ там же на сайте журнала «Обсерватер». «В течение нескольких недель я пытался найти следы серьезного и глубокого поиска виновных той драмы, но так и не обнаружил их», — написал он. Поэтому сам решил разобраться и понял, какую роль сыграли ультраправые националисты в событиях на майдане, а также в Одессе. «Именно об этом я и рассказал в фильме, показанном по телеканалу Canal+, — резюмирует он.

 

— В том, что Поль Морейра оказался мишенью для агрессивной, а также политкорректной публики из-за своей острой документальной картины, нет ничего удивительного, — поделился с французский политолог Филипп Миго. — Тех, кто имеет смелость высказывать иную, нежели общепринятую, точку зрения о России или конфликте на Украине, систематически пытаются ошельмовать, смешать с грязью. Морейра сказал о том, что, к примеру, мне давно было известно. Разница в том, что его правдивый фильм осмелился показать серьезный общенациональный телеканал. И это большая хорошая новость.

 

Вячеслав Прокофьев