От революционных амбиций украинских правителей остались только хорошие воспоминания. Для экономики страны на сегодняшний день почти фантастической задачей является возврат на уровень 2013 года. Но глава правительства Арсений Яценюк не унывает.

5 февраля премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о возобновлении экономического роста по итогам четвертого квартала 2015 года. «Несмотря на то, что страна потеряла пятую часть своей экономики, в результате российской военной агрессии потеряла Крым, часть Донецкой и Луганской областей, впервые в четвертом квартале прошлого года получен экономический рост», – сказал Яценюк.

Однако конкретную цифру роста в своем выступлении премьер почему-то не пожелал озвучить. Согласно же имеющимся данным Госстата, ВВП Украины в 2015 году испытывал падение три квартала подряд. Так, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в I квартале 2015 года падение составило 17,2%, во II квартале падение составило 14,6%, в третьем квартале ВВП уменьшился на 7,2%.

В целом за год, согласно прогнозам украинского кабмина, ВВП сократится на 10,4%.  Откуда же взялся рост, о котором говорит Яценюк?

Очевидно, что речь идет о сопоставлении квартала к кварталу в рамках одного года. Тогда получается, что в третьем квартале 2015 года по сравнению со вторым кварталом, с учетом сезонного фактора, ВВП подрос, аж на целых 0,5%. Что касается четвертого квартала, то согласно оценкам Минэкономразвития, сделанным еще в декабре, рост ВВП относительно третьего квартала ожидается на уровне 0,2%.

Если этот оптимистичный прогноз оправдался, то скорее всего Яценюку было совсем неловко называть цифры «роста» ВВП, близкие к статистической погрешности. Причем единственная позитивная цифра, которую киевские чиновники смогли представить общественности, объясняется вовсе не тем, что ситуация начинает улучшаться.

Во-первых, «рост» связан с крайне низкой статистической базой для сравнения. Вполне естественно, что если на протяжении целого полугодия экономика валилась катастрофическими темпами, то в какой-то момент относительно столь глубокого дна может образоваться и рост. Во-вторых, помогает улучшить статистику стремительная девальвация гривны, эффект от которой полноценно начал проявляться во втором полугодии.

При этом в Киеве упорно не хотят давать полную оценку экономической ситуации, ибо эти цифры страшны. Даже если верить данным официальной статистики, за два года нахождения у власти правительства Яценюка, ВВП в гривневом выражении упал на 17,2%. По данным Всемирного банка потери реального ВВП близки к 20%.

Однако все гораздо печальнее, если оценить потери валового продукта в долларовом выражении. Согласно оценкам того же Всемирного банка, c 2013 года ВВП Украины сократился со 183,3$ млрд. до порядка 77,4$ млрд. То есть почти на 57,8%. В долларовом выражении экономика Украины оказалась отброшена на 10 лет в прошлое. В 2005 году ВВП составлял 86,1$ млрд.

Такая же картина складывается относительно подушевого ВВП. В 2013 году валовой продукт на душу населения достигал 4030$, с учетом населения 45 млн. человек. В 2015 году этот показатель упал почти вдвое — до 2100$, при населении 43 млн. человек. Нынешний уровень хуже, чем в 2006 году, когда подушевой ВВП составлял 2300$.

И если раньше Украине компанию составляли не самые бедные страны, вроде Грузии или Боснии и Герцеговины. То теперь «соседи» по уровню экономики такие «лидеры с конца», как Никарагуа и Гондурас.

Естественно, подобные результаты не оглашаются с высоких трибун. Лучше не напоминать гражданам о том, в какие дали страну завела политика майдана, и какой недостижимой целью теперь является экономическая ситуация времен президентства Виктора Януковича. С трибун же приходится говорить о виртуальном росте в пол процента и агрессии со стороны России, которая почему-то пришла в страну не с Януковичем, а вместе с майданом.