Предвыборные братания оппозиции
Между партиями и в самом деле различий не так много. Зато общих целей — как у братьев близнецов. Вот основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский с упорством, достойным лучшего применения, не устаёт повторять, что Крым должен быть возвращён Украине. Для этого, по мнению Явлинского, нужно провести новый референдум под международным контролем и по украинским законам. Тогда всё встанет на свои места. «Нужно сказать: да, Крым не наш», — настаивает Явлинский, и его можно понять. Ведь это галицийские земляки многолетнего лидера «Яблоко» устроили на Украине псевдореволюционную вакханалию и объявили себя национальными победителями. Миллионы граждан здесь оказались перед выбором: либо уступить и сдаться на милость радикальным маргиналам, либо отстоять свою идентичность — национальную, культурную, языковую и даже конфессиональную.
Крым такой выбор сделал. Явлинскому это не нравится, и не только ему. На прошлой неделе в Страсбурге, где открылась очередная сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) объявился лидер ПАРНАС Михаил Касьянов. Он был зван литовским политиком Эмануэлисом Зингерисом, известным своими антироссийскими взглядами и публичными заявлениями. Зингерис устроил Касьянову кабинетную встречу с журналистами, громко представленную, как «пресс-конференция лидера ПАРНАС в рамках ПАСЕ» и свёл с появившимся в Страсбурге Мустафой Джемилевым. Фото этой памятной встречи сопровождает подпись, на которой Джемилев представлен, как уполномоченный президента Украины по вопросам крымско-татарского народа.
Пресс-конференция Михаила Касьянова не получила сколь-нибудь приличного освещения. Этот пробел восполнил на своей страничке в Facebook Мустафа Джемилев. Он процитировал заявление лидера ПАРНАС на их совместной встрече. «Мы уверены, что Крым, в конечном счёте, будет освобожден и возвращен Украине», — сказал Касьянов Джемилеву и пообещал помочь в этом. Джемилев напоминает: Касьянов и раньше говорил о незаконности проведенного в 2014 году в Крыму референдума и даже подчёркивал, что «по уставу ООН только крымские татары имеют право поставить вопрос о самоопределении полуострова».
О братаниях Касьянова и Джемилева стало известно движению «Антимайдан». Оно попросило Следственный комитет России дать правовую оценку заявлениям лидера ПАРНАСа. Юристы «Антимайдана» увидели в них признаки преступления, предусмотренного статьёй 275 УК РФ («Государственная измена»).
Так это или нет, но вот откровенные антироссийские действия лидеров оппозиции уже ни для кого не являются секретом. Казалось бы, в год больших выборов такая позиция равносильна политическому самоубийству. Однако риторика Касьянова и Явлинского становится всё громче и настойчивее. Наверное, у них на то свои резоны и расчёты.
Как поделить протестный электорат?
В октябре прошлого года близкий к оппозиции «Левада-Центр» провел исследование об отношении россиян к возвращению Крыма Украине. Резко отрицательно к этой идее отнеслись 83% опрошенных. «Целиком положительно» откликнулись 8% респондентов, «скорее положительно» — 7%. Две последние цифры и увлекли оппозицию, увидевшую в этой аудитории свой выборный электорат.
К результатам исследований «Левада-Центра» надлежит относиться с осторожностью. Частенько он страдает заведомой тенденциозностью. Например, прошлые выборы московского мэра показали, что «Левада-Центр» занижал рейтинг Сергея Собянина процентов так на пятнадцать, а оппозиционному кандидату Алексею Навальному завышал аж на 35 процентов.
Впрочем, другого ориентира у оппозиции нет, а октябрьский опрос внушил ей оптимизм. Ведь обозначенный «Левада-Центром» протестный электорат теоретически позволяет так называемой демократической коалиции хоть по-пластунски, но пробраться во власть.
Дальше пошла скучная арифметика. Она не принесла большой радости: даже при дружном голосовании сторонников возврата Украине Крыма за «Яблоко» или ПАРНАС голоса этих избирателей, рассыпавшись между оппозиционными партиями, скукоживались до совсем жалких процентов. Тогда на сцену вышли носители идеи единого демократического списка.
Этот приём уже использовали на выборах в заксобрание Новосибирской области. Там у кандидатов РПР-ПАРНАС возникли проблемы с проверкой подписей. Не дождавшись положительного результата, некоторые активисты ПАРНАСа благоразумно перекочевали в список партии «Яблоко» и так приняли участие в выборах. Без особого, кстати, успеха.
Теперь решили повторить это на федеральном уровне. ПАРНАС своё заявление опубликовала 29 января, а уже на следующий день откликнулось «Яблоко». Его новый лидер — Эмилия Слабунова согласилась на политический союз, но оговорила его условиями. В частности, соратники Михаила Касьянова должны поддержать Григория Явлинского на выборах президента России. ПАРНАС скоренько согласился. Сделал это один из руководителей партии Илья Яшин. Казалось, пока Явлинский с Касьяновым заняты возвращением Украине Крыма, их младшие партнёры благополучно создали политический союз. Ан нет.
Беглый взгляд на российское законодательство показал, что закон «О выборах депутатов в Госдуму» не позволяет включать в федеральный список кандидатов, которые являются членами других политических партий. Разобравшись в этой норме, Эмилия Слабунова отказалась от затеи коллег по оппозиции и пояснила (цитирую по РИА Новости), что таким образом получается партии «Яблоко» нужно снять своих кандидатов — «все равно, что партии самоликвидироваться, это какое-то совершенно провокационное заявление, складывается впечатление, сделанное с одной целью — чтобы привлекать внимание постоянно к себе и чтобы о них все говорили, создавать информационные поводы».
Новая резкая оценка инициативы ПАРНАС Эмилией Слабуновой не должна вводить в заблуждение. Лидер «Яблока» вовсе не собиралась ссориться с коллегами. Развернувшись на полный оборот, Слабунова уже в понедельник снова оказалась лицом к лицу с ПАРНАС и тут же предложила её активу переговоры о сотрудничестве, используя «другие формы взаимодействия — разведение округов, информационную политику и многое другое».
А как иначе? Электорат общий, политические позиции близки до фразеологии, а новых идей, за которыми дружно пойдут заинтересованные в процветании страны россияне, как не было, так и нет. Остаётся одно — делить территорию по примеру незабвенных «детей лейтенанта Шмидта» в надежде на поддержку невзыскательной публики.
Предвыборные кампании в России обычно богаты на сюрпризы. Одно в них неизменно — всякий раз избиратели сталкиваются с партиями, идущими в российский парламент с фигой в кармане. Когда за демократической риторикой кроются по сути антироссийские цели. Этого даже перестали стесняться. Публично обещают то передачу японцам Курил, то возврат Крыма Украине и всерьёз рассчитывают стать частью политической власти страны. Нам надо твёрдо усвоить: такая власть способна только делить Россию, а хотелось бы её сохранить и умножить…
Нет Комментариев