В США в условиях невероятного ажиотажа стартовала предвыборная кампания. Первый кокус прошел в Айове.
У республиканцев победу одержал сенатор Тед Круз. Он получил 28% голосов участников кокуса. На втором месте миллиардер Дональд Трамп (24%), на третьем – сенатор Марко Рубио (23%).
Хотя Дональд Трамп лидирует среди республиканцев согласно всем опросам, его второе место не является сенсацией. В рамках отбора кандидатов на высшие выборные посты в США могут проводиться «праймериз» и «кокусы». Праймериз похожи на обычные выборы – люди приходят на традиционные избирательные участки и голосуют под контролем государственных чиновников. Результаты подводит секретарь штата – должностное лицо, исполняющее, в частности, функции «председателя избирательной комиссии».
«Кокус» — это система партсобраний. Их участники несколько часов обсуждают кандидатов, затем голосуют (у республиканцев) или разбиваются на группы, после чего избирателей считают по головам (у демократов). Результаты кокуса подводит руководство соответствующей партии. Это даёт возможность «порадеть родному человечку», то есть объявить победителем нужного кандидата.
Как, неужели в демократической Америке бывает мухлёж на выборах? – схватится за сердце просвещенный читатель. Да, увы, скажем мы, такое бывает. Например, в 2012 году кокус в Айове первоначально выиграл Митт Ромни. Каково же было удивление наблюдателей, когда спустя две недели руководство республиканцев провозгласило победителем Рика Санторума. Он опередил Ромни на 34 голоса. Это решение вызвало скандал и отставку председателя Национального комитета Республиканской партии штата Мэтта Строуна.
Возможность манипуляции результатами кокуса делает его авторитет невысоким. Ведь вполне возможно, что руководство республиканцев «помогло» Крузу. Теперь у сегодняшнего победителя есть неделя на то, чтобы сбросить Дональда Трампа с позиции лидера в первом штате, где будут проводиться собственно праймериз, то есть в Нью-Гэмпшире. Там, согласно опросам, у Круза плохие позиции. В отличие от Айовы, Нью-Гэмпшир более либерален. Опросы дают Трампу преимущество в 20% голосов.
Пока же наблюдатели иронизируют: «Поздравляем Теда Круза с победой в критически важном штате, давшем нам таких президентов, как Санторум и Хакаби», ехидничает в своём Твиттере бывший конгрессмен и старейшина палаты представителей Джон Динделл.
Трамп, впрочем, может утешаться тем обстоятельством, что в 1980 году Буш-старший победил Рейгана в Айове, и это был единственный серьезный успех Буша за всю кампанию. В 1988 году Буш-старший был в Айове третьим (хотя в итоге выиграл президентские выборы). В 2008 году Джон Маккейн занял в Айове и вовсе 4 место. Про 2012 мы говорили выше.
Иначе говоря, основная борьба впереди. Уже выявилась тройка лидеров, так как Марко Рубио выступил в Айове неожиданно хорошо, заняв третье место с небольшим отрывом от Трампа. Скорее всего, эти трое и будут бороться за выдвижение от республиканцев в нынешнем сезоне. Правда, пропорциональная система с высоким проходным барьером скорее всего приведёт к ситуации, когда будет «два с половиной» кандидата, то есть два лидера и один «догоняющий». Но это дело будущего.
Пока же Трампу придется мобилизовывать своих сторонников и доказывать, что его второе место в Айове – случайность. Видимо, недостаточными оказались усилия по привлечению в стан Трампа консерваторов и евангелических христиан. Массовая явка последних на выборы склонила чашу весов в пользу Круза. Хотя это же обстоятельство может сыграть на руку Трампу в менее консервативных штатах. Короче говоря, есть над чем работать, тем более что истеблишмент партии сейчас снова начнёт доказывать, что Трамп – колосс на глиняных ногах, и он неизбираем.
Что касается демократов, то у них борьба оказалась гораздо более напряженной, чем следовало ожидать. Представитель левого крыла Демократической партии Берни Сандерс пришел к финишу «нос к носу» с однозначным фаворитом – Хиллари Клинтон. Результаты фиксируют «фотофиниш» — оба лидирующих кандидата получили по 49% делегатских мандатов. С учетом того, что опросы показывают лидерство Сандерса в Нью-Гэмпшире, безоговорочному фавориту демократов Хиллари Клинтон есть над чем задуматься. Слишком многие не хотят её выдвижения.
Президент Обама пока дистанцировался от поддержки её кандидатуры. А это значит, что Сандерс может выступить точкой консолидации для всех антиклинтонских сил внутри партии. Кроме того, Хиллари неизбежно станет жертвой полемики со стороны Дональда Трампа, которому надо доказывать свою «избираемость» в качестве республиканского кандидата. Эти атаки работают на Сандерса, так как позволяют последнему без труда зарабатывать очки. Репутацию Хиллари портит Трамп, но левый демократический электорат начинает смотреть в его сторону. Кстати, тот же эффект сработал, похоже, в пользу Марко Рубио. Пока Трамп «мочил» Круза, часть избирателей перебежало к Рубио.
По опросам Хиллари по-прежнему с большим отрывом опережает Сандерса. Однако организовать коронацию вместо избирательной кампании у Клинтонов пока не получается. Крови ей Сандерс имеет шанс попортить изрядно.
Радикализация избирателей обеих главных партий, выдвижение на первые роли таких фигур как Трамп и Сандерс делает процесс отбора нового американского президента чрезвычайно увлекательным, хотя и демонстрирует углубление раскола в американском обществе. Америка левеет. Но Америка и правеет. Самые интересные выборы в США за последние десятилетия начались.
Павел Святенков, газета «Известия»
Нет Комментариев