Сами не справятся
Беженцы превратились в одну из самых обсуждаемых внутренних проблем Евросоюза. Поскольку предыдущие модели поведения в отношении мигрантов провалились, а новая общеевропейская программа будет выработана еще нескоро, европейские государства пытаются предпринимать какие-то меры в одностороннем порядке. Так, Нидерланды предлагают возвращать всех нелегалов, приплывающих в Грецию на лодках, назад в Турцию на специальном пароме, но в то же время выделить специальные квоты для легально прибывающих беженцев. Германия же решила ужесточить политику в отношении беженцев, которые уже находятся на ее территории. Кроме того, страны ЕС требуют дополнительных действий от Афин.
28 января в Брюсселе был опубликован доклад, в котором говорилось о недостаточности мер, принимаемых греческими властями для контроля границы с Турцией. Некоторые даже говорят об исключении Греции из Шенгенской зоны на два года. Но проблему это не решит: в этом случае Афины вообще не будут «заморачиваться» по вопросу противостояния наплыву беженцев. Зная, что для этих людей Греция, по сути, представляет из себя транзитную зону, их будут просто грузить в транспорт и выпускать на границе с соседними странами ЕС (которые в шенгенскую зону, между прочим, не входят).
Поспешность европейцев понятна, ведь, по мнению директора агентства ЕС по безопасности внешних границ (Frontex) Фабриса Леггери, в 2016 году в Европейский союз прибудет еще 1 миллион беженцев. «До тех пор пока в Сирии продолжается убийство, будут прибывать беженцы», — заявил он. Судя по тому, что поддерживаемая Турцией и Саудовской Аравией сирийская оппозиция всячески тормозит переговорный процесс, требуя для себя ничем не обоснованных преференций и уступок, убийства в Сирии будут продолжаться еще долго.
Дань турецкому султану
В связи с эим некоторые европейские политики надеются, что приток беженцев удастся останавливать на дальних форпостах — в Турции. Напомним, что недавно Брюссель и Анкара заключили сделку: Европа выделяет Турции 3 миллиарда евро и подкидывает различные бонусы в виде возобновления переговоров о членстве в ЕС и облегчения визового режима; в ответ на это турецкие власти обязуются не пускать беженцев в Шенгенскую зону с турецкой территории. Речь в настощее время идет о 2 тысячах беженцев в сутки, поэтому неудивительно, что Ангела Меркель потребовала как можно быстрее реализовать достигнутое соглашение. Так, по словам Фабриса Леггери, «Турция не должна позволять нелегальным перевозчикам так легко заниматься этим бизнесом. Это организованная преступность, и турецкая полиция обязана и имеет возможности для того, чтобы положить конец их деятельности».
Однако с реализацией соглашения возникли серьезные проблемы. И дело не только в том, что ряд стран ЕС (в частности, Италия и Чехия) отказываются платить свою долю трехмиллиардной «дани» турецкому «султану» Реджепу Эрдогану как минимум до тех пор, пока не будут видны результаты турецких усилий по ограничению миграционного потока. И не только в том, что некоторые страны принципиально выступают против достигнутого соглашения. «Когда ЕС делегирует Анкаре обязанности по обеспечению безопасности общих границ, возникает внушительная зависимость, которая, как я считаю, очень опасна», — утверждал министр иностранных дел Австрии Себастиан Курц.
Главная проблема в том, что теперь Турции трех миллиардов мало — Анкара требует пять, причем сразу. Евросоюз же готов дать лишь три, причем не просто так, а на реализацию конкретных проектов по строительству школ для беженцев, обустройству их мест обитания и т.п. «Правительству Турции трудно признать, что миллиарды помощи для беженцев должны поступать постепенно и после тщательного тестирования, требуемого ЕС», — цитирует немецкое издание Die Welt слова одного из высокопоставленных европейских дипломатов.
Пора отвечать за поступки
С одной стороны, требования Турции увеличить сумму нельзя назвать однозначным срывом ранее достигнутых договоренностей. Ее премьер-министр Ахмет Давутоглу изначально говорил, что сумма в 3 миллиарда есть по сути «проявление политической готовности разделить бремя проблемы», и она будет пересматриваться со временем.
А бремя проблемы действительно очень тяжелое, особенно для турецкого бюджета и социальной ситуации в стране. Приток беженцев (а сейчас их в Турции насчитывается около 2,2 миллиона) привел к росту цен на жилье, безработице, ухудшению криминогенной обстановки и миллиардным (пока в лирах) тратам на элементарное обеспечение лагерей. «Многие турецкие города, ранее славившиеся стабильностью и безопасностью, всё больше погружаются в хаос. Причем речь не только о городах юго-востока. Беженцы создают очень сложную ситуацию в Измире и даже в Стамбуле. Это не может не вызывать вопросы у турецкого народа к власти», — говорит «Эксперт Online» тюрколог, директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков. И учитывая, что все эти беженцы стремятся в Европу, власть может избежать всяких вопросов и трат, просто переправив их к греческой границе и предоставив европейцам самим решать свои проблемы. С этой точки зрения 5 миллиардов евро на обустройство более двух миллионов беженцев не выглядят каким-то чрезмерным требованием.
Однако, с другой стороны, дело в том, что каждый пожинает бурю от посеянного ветра. Значительная часть из общего числа беженцев, осевших в Турции — это сирийцы, бегущие от охватившей их страну гражданской войны. В разжигание и поддержание которой Анкара вложила огромное число сил и средств. И теперь она собирает камни. Пока что в виде беженцев и общего ухудшения экономического состояния юго-восточных провинций (значительная часть торгового оборота которых была завязана на Алеппо). Потом, возможно, камни будут и потяжелее.
Нет Комментариев