Прекращение полетов российской авиации в Египет осенью минувшего года, последовавшее за трагедией в небе над Синаем,не стало прологом к прекращению связей с этой страной. Там адекватно восприняли беспрецедентные меры, предпринятые со стороны России для обеспечения безопасности своих граждан. Поэтому сейчас наступает время продолжения деловых контактов. В отношениях двух государств есть на что опереться: фундамент, прочный, почти как Асуанская плотина, был заложен еще в 60-е годы. Однако с тех пор в Ниле утекло немало воды.

 

Лидеры СССР и Египта Никита Хрущев и Гамаль Абдель Насер — 1964-й год, расцвет дружбы между странами

 

Российский бизнес осваивает Египет

 

С 31 января по 2 февраля в Каире пройдет заседание межправительственной комиссии Египта и России. Российскую делегацию возглавит министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, и вместе с ним в Каир прибудут представители порядка 60 крупных российских компаний. По итогам мероприятия ожидается подписание ряда контрактов, в частности о создании Россией совместно с ОАЭ инвестиционного фонда с капиталом в 5 миллиардов долларов, деньги которого пойдут на финансирование различных инфраструктурных проектов. Москва намерена создать в зоне Суэцкого канала промышленно-индустриальную зону.

 

Кроме того, в Кремле не отрицают, что к этому времени может решиться и вопрос с российскими рейсами и турпоездками в Страну пирамид. Напомним, что российские власти прервали авиасообщение с Египтом и эвакуировали оттуда всех туристов после того, как террористы подложили бомбу в самолет компании «Когалымавиа» и взорвали его над Синаем.  Египтяне, надо отдать им должное, сделали правильные выводы и не стали обвинять Кремль в неадекватной реакции, хотя лишиться российских туристов — шок для туристической отрасли страны. В 2015 году доходы Египта от туризма сократились на 15%. Если не произойдет никаких изменений, то в этом году они упадут еще больше.

 

Так, в декабре 2015 года (даже с учетом рождественских праздников и туров) число туристов по сравнению с ноябрем 2015 года упало почти в два раза. Ряд отелей в Шарм-аш-Шейхе и Хургаде уже закрылись. И сейчас в Москве дают понять, что если Каир наладит ситуацию с безопасностью и в египетских аэропортах больше нельзя будет за пару десятков долларов обойти металлоискатели, то к началу летнего турсезона российские туристы на египетские курорты могут вернуться. «Наши стороны заинтересованы в полном восстановлении отношений, экономических отношений, включая туризм и авиасообщение между нашими двумя странами.

 

Но это будет возможно только в случае полного гарантирования безопасности наших граждан», — заявил Сергей Нарышкин, который 26 января посетит Страну пирамид. Ожидается, что в конце января — начале февраля группа экспертов российского Минтранса опубликует доклад по итогам своей инспекционной поездки по египетским аэропортам. «По результатам этого доклада … будет понятен объем, масштаб тех дополнительных мер, которые требуются принять (египетской стороне)», — заявил замминистра транспорта РФ Валерий Окулов.

 

 

Снова друзья

Как отмечают некоторые эксперты, российские проекты в Египте могут означать желание Москвы превратить эту страну в один из своих ближневосточных трамплинов. Напомним, что Каир во время президентства Гамаля Абдель Насера и раннего Анвара Садата был таким трамплином, пока в конце 70-х годов не решил переориентироваться на США. Нынешнее руководство страны в силу разных причин (в том числе и ненадежности американских гарантий и непоследовательности американской внешней политики) намерено восстановить отношения с Россией. И Кремль решил не упускать такую возможность, учитывая, что Египет является одной из самых стабильных стран региона, с вменяемой рациональной (а не идеологической) политической повесткой и адекватным руководством.

 

Так, у России нет проблем с генералом ас-Сиси. Его жесткие преследования «Братьев-Мусульман», за которые генерала критикуют некоторые правозащитники и политики на Западе, Москву не волнуют. Более того, Москва даже поддерживает генерала в борьбе с исламистским подпольем, поскольку воспринимает «Ихван» («братьев-мусульман») как террористическую организацию. В России, в отличие от США, никогда не верили в жизнеспособность эксперимента с «зеленой демократией» и предпочитали делать ставку на проверенных временем авторитарных ближневосточных лидеров (каковыми являются Башар Асад или Абдельфаттах ас-Сиси).

 

Однако у политических отношений двух стран есть очень весомый стоппер в лице основного спонсора египетского режима — Саудовской Аравии. Да, гордым египтянам не нравится чрезмерная зависимость от инвестиций КСА и ее союзников из числа монархий Залива, однако до тех пор, пока эта зависимость сохраняется, у Египта связаны руки. Да, египетские власти не являются саудовскими марионетками и могут вежливо отклонять некоторые просьбы Эр-Рияда (например по поводу того, чтобы разорвать отношения с Ираном), однако по словам бывшего министра иностранных дел Страны Пирамид Амра Мусы, Каир не пойдет ни на какие шаги вразрез саудовским интересам. Поэтому, например, ожидать, что президент ас-Сиси на деле окажет поддержку близкому ему по духу режиму Башара Асада, не стоит.

 

А вот в ливийских делах (если, конечно, Москва как великая держава примет участие в избавлении Ливии от окопавшегося там подразделения запрещенной в России террористической группировки ИГ) Каир примет более чем активное участие. Ни для кого не секрет, что египтяне давно призываю мировые державы совместными силами навести порядок в бывшей вотчине Муамара Каддафи, однако желающих влезать туда до сих пор не было. Но если местное подразделение ИГ продолжит активно захватывать территории и объекты нефтяной инфраструктуры, то желающие могут и появиться. И поскольку ИГ в Ливии является не саудовской, а катарской креатурой, то в Эр-Рияде возражать против египетского участия не будут.

 

Геворг Мирзаян