Ситуация в Сирии медленно, но верно меняется. Усилия ВКС РФ и вооруженных подразделений, подчиняющихся президенту Сирии Башару Асаду, не пропали даром – боевики-джихадисты запрещенных в России «Исламского государства» и «Джабхат ан-Нусры» начинают сдавать свои позиции. Эта тенденция инициировала заметные изменения на дипломатическом фронте. Активизировалась Турция, зашевелилась сирийская «умеренная» оппозиция. Но активнее всех проявили себя американцы. При этом понять, что в действиях Белого дома является четко продуманными акциями, а что просто броуновским движением, очень непросто.

 

 

Турция озабочена, «умеренные» потянулись в Женеву

 

Турция в ответ на российско-сирийские успехи в борьбе с ИГ принялась активнее «контртеррористить» своих курдов и крайне переживать за судьбы курдов сирийских. Последнее выразилось в «глубокой озабоченности вероятностью попадания современного российского вооружения от курдов в Сирии на территорию Турции». Читай – бойцам Рабочей партии Курдистана.

 

Впрочем, внутри самой Турции этот демарш Анкары остался практически незамеченным на фоне главной турецкой сенсации – внезапной смерти 21 января председателя совета директоров крупнейшего в Турции холдинга Мустафы Коча (банки, АЗС, бытовая техника и т. д.).

 

В Сирии «умеренная» оппозиция объявила о «принципиальной готовности» начать непрямые переговоры с официальным Дамаском при посредничестве ООН. Мало того, Bloomberg со ссылкой на дипломатические источники озвучил информацию о готовности российской и американской сторон пойти на уступки в вопросе предстоящих переговоров по сирийскому урегулированию. Мол, Москва может согласиться с участием в переговорах радикальной группировки «Джейш аль-Ислам», которую поддерживает Саудовская Аравия. Вашингтон, со своей стороны, якобы готов согласиться на приезд в Женеву делегации, которая дружественно относится к Москве. Речь идет о бывшем вице-премьере Сирии, представителе сирийского оппозиционного Народного фронта за перемены и освобождение Кадри Джамиле и лидере курдской партии «Демократический союз» Салихе Муслиме.

 

Конечно, информация о готовности Москвы пойти на контакты с просаудовскими радикалами, попавшими в список международных террористических организаций, составленный сирийским и российским правительствами, вызывает определенные сомнения. Ровно такие же сомнения вызывает согласие Вашингтона на легитимизацию — в пику своему союзнику Турции — курдов в качестве субъектов переговоров по сирийскому урегулированию. Но кто мы такие, чтобы не верить Bloomberg, не так ли?..

 

Одновременно за ширмой этих дипломатических реверансов Штаты устроили совершенно феноменальную череду путаных и требующих последующих разъяснений заявлений представителей собственной администрации.

 

 

США: все идет по плану?

 

Сперва кандидат на пост министра армии США Эрик Фэннинг заявил: «Коалиции во главе с США пока не удалось не то что разгромить, но даже сдержать «Исламское государство». Находящийся в Давосе госсекретарь США Джон Керри в ответ на это поспешил довольно двусмысленно заверить общественность, что все действия США в отношении ИГ «идут по плану». Поняв, что сказал что-то не то, Керри поправился: «Запомните мои слова: ИГ будет побеждено!»

 

Общественность послушно запомнила и принялась ждать грома победных салютов. Но вместо них 22 января грянуло сообщение министра обороны США Эштона Картера о том, что победа над «Исламским государством» возможна только в случае захвата двух «столиц» ИГ: Мосула в Ираке и Ракки в Сирии. Заодно Картер анонсировал отправку 1800 бойцов из состава знаменитой 101-й воздушно-десантной дивизии США в Ирак.

 

Интересно, что «кричащие орлы» (неофициальное прозвище военнослужащих 101st Airborne Division) уже дважды воевали в этой стране: в 1991 году в ходе операции «Буря в пустыне» и в 2003-м в ходе американского вторжения в Ирак, носившего парадоксальное название «Операция «Иракская свобода». Десантникам, покинувшим Ирак в 2006-м, теперь снова надлежало туда вернуться. По словам Картера, основной задачей «кричащих орлов» станет обучение правительственных сил Ирака и курдского ополчения Пешмерга, поэтому американские солдаты будут дислоцированы в Багдаде и Эрбиле. Конечной целью всей операции ставится освобождение иракской армией и Пешмергой Мосула, что иракцы и курды давно собираются сделать, но все как-то самостоятельно не осилят.

 

Штаты готовы воевать в Сирии

 

Пока общественность «переваривала» этот неожиданный ход администрации Барака Обамы, всегда гордившегося тем, что именно он стал президентом, убравшим US Army из Ирака, в «игру вступил» вице-президент США Джо Байден. Выступая на совместной пресс-конференции по итогам встречи с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу в Стамбуле, Байден объявил: если политическое решение сирийской проблемы в ближнесрочной перспективе не будет найдено, Штаты готовы к военной наземной операции в Сирии.

 

Общественность сразу забыла, что там недавно нес Керри о победе над ИГ, и принялась гадать, когда «джи-ай» в едином строю с ИГ ринутся свергать режим Башара Асада. Ибо, исходя из постоянно декларируемого Вашингтоном факта непризнания США легитимности сирийского президента, только так и можно было трактовать слова Байдена.

 

Пришлось Белому дому поспешить с очередными разъяснениями и уточнить, что Байден имел в виду не то, что после его слов подумали все, а что-то, что подумал сам Байден. Предположительно – операцию US Army против ИГ. Комедия недопонимания продолжилась в форме примерно такого диалога между представителями американской администрации и журналистами:

– Американские солдаты будут воевать в Сирии против ИГ?

 

– Возможно.

 

– Имеет ли Вашингтон санкцию на подобные действия от Дамаска?

 

– Нет. Это тем более не требуется, поскольку находящееся в Дамаске сирийское правительство не легитимно.

 

– Какое сирийское правительство будет считаться в Белом доме легитимным?

 

– То, в котором будет отсутствовать Башар Асад.

 

– Какие американские части будут привлечены к операции против ИГ на территории Сирии?

 

– Возможно – 101-я воздушно-десантная дивизия.

 

– Но министр обороны ранее сообщил, что она отправляется в Ирак.

 

– Да?! Подумать только – какая неожиданность!..

 

 

Stratfor и The Times нагнетают

 

В то время как Белый дом, вице-президент США и министр обороны США выясняли, кто и что из них сказал, кто что сделал и кто что по этому поводу подумал, свой вклад в нарастающую путаницу внесла частная американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor. Она объявила, что Пентагон оборудует американскую авиабазу на подконтрольной курдам территории в Сирии. Мол, авиабазу на сельскохозяйственном аэродроме в городке Рмейлан на северо-востоке страны создают несколько десятков спецназовцев США. Согласно полученным спутниковым снимкам, взлетно-посадочная полоса местного аэродрома уже увеличена почти вдвое – с 700 до 1315 метров. Предполагается, что это позволит приземляться там американским военно-транспортным самолетам C-130 Hercules и самолетам огневой поддержки AC-130H Spectre.

 

Подлинность сведений Stratfor подтвердила британская газета The Times, заодно со ссылкой на свои источники в ЦРУ объявившая, что всего в 50 км от Рмейлана на заброшенной ВПП международного аэропорта Эль-Камышлы оборудуют свой передовой аэродром… российские ВКС. Представители ЦРУ якобы рассказали британской газете, что в Эль-Камышлы уже «выбрано место для дислокации оборонительных систем в целях защиты от возможных действий вооруженных сил Турции на границе с Сирией, в том числе атак против отрядов сирийских курдов».

 

Как указывает The Times, взлетно-посадочная полоса аэродрома Эль-Камышлы имеет длину в 3,6 км. Это позволяет приземляться на ней любой российской авиатехнике из числа базирующейся под Латакией на авиабазе «Хмеймим». The Times особо подчеркнула, что активность «200 российских специалистов» в Эль-Камышлы вызвала очередной приступ серьезной озабоченности у президента Турции Реджепа Эрдогана.

 

Все совсем не так!

 

Дело, однако, в том, что The Times читают не только простые обыватели, но и Центральное командование вооруженных сил США. И оно, в отличие от обывателей, оказалось здорово удивлено опубликованными материалами. Настолько удивлено, что 24 января представитель Центрального командования полковник Патрик Райдер сделал официальное заявление: «Характер и миссия военного присутствия США в Сирии не изменились». Далее полковник сообщил, что в Сирии на территории, контролируемой курдами, действительно находится небольшое количество военнослужащих США. Они относятся к подразделению, обеспечивающему поиск/спасение авиапилотов, и ни с какого боку с модернизацией аэродрома для «кукурузников» не связаны: «ВВС США не имеют в своем распоряжении аэродрома в Рмейлане».

 

Тут уж общественность перестала ждать с минуты на минуту вторжения американской армии в Сирию и поняла, что окончательно запуталась в действиях Белого дома. Тем более что посол Ирака в США Лукман Фейли, узнавший о Картере и «кричащих орлах», объявил: «Мы не хотим прибытия американских сухопутных сил!»

 

 

Промежуточные выводы

 

При всей кажущейся нелепости этих событий, некоторые выводы из них все же можно сделать. Вывод первый: не будучи в данный момент на деле готовыми к масштабной сухопутной операции своих войск в Сирии, Штаты совсем не прочь пошантажировать вероятностью таковой прочих игроков на сирийском «поле». Вывод второй: сообщение об отправке 1800 «кричащих орлов» в Ирак на данный момент – это не более чем декларация о намерениях.

 

Будут ли эти намерения реализованы? Захочет ли Барак Обама на закате своего президентства втравить США в очередную военную авантюру на Ближнем Востоке с труднопредсказуемыми последствиями? Сейчас значительная часть американского истеблишмента считает, что ответом на эти вопросы скорее является «нет», чем «да».

 

 

Воздушно-десантный пасьянс

 

Вообще, в этой задумке с возвращением 101-й воздушно-десантной дивизии в Ирак очень много непонятного. 1800 десантников – это слишком много для инструкторской деятельности. Если десантники прибудут со всей положенной им по штату военной техникой, их числа вполне хватит для непосредственного участия в штурме Мосула, но… Но это «мероприятие» чревато для них серьезными потерями – все же ближний бой в городской застройке – это не «бесконтактная война» бомбами и крылатыми ракетами. Опять же, пока на ВПП Инджирлика и Багдада не станут десятками приземляться американские военные самолеты для массированной воздушной поддержки своих сухопутных сил, ни о каком активном участии «кричащих орлов» в боевых действиях против ИГ на территории Ирака речи идти не может.

 

Пожалуй, единственная реальная цель, которую может преследовать в его нынешнем виде план министра обороны США по отправке американских десантников в Багдад, это нейтрализация проиранских настроений в правительстве современного Ирака. Как бонус к этому – опосредованное увеличение американского влияния на события в Сирии. В конце концов, именно в столице Ирака Багдаде находится объединенный штаб, с помощью которого российские, сирийские, иранские и иракские военные координируют свои действия против джихадистов.

 

Андрей Союстов