Оригинал интервью на сербском языке
Накануне в Черногории, в городе Даниловград прошла конференция, где собрались противники вступления в НАТО. Выступили около десяти известных лиц – политиков, активистов, журналистов и ученых – которые единодушно против присоединения Черногории к недружественному ей военному блоку. Конференция началась с просмотра фильма о бомбардировках НАТО Югославии (Сербии и Черногории) в 1999 году, и, к тому же, сам город был выбран не случайно: именно здесь случилась первая жертва авиационных атак.
Зал в Доме культуры маленького Даниловграда (население – около 5 тысяч человек) был заполнен, люди даже стояли в проходах. Выступающие сделали ряд значимых заявлений: например, призвали Евросоюз уважить инициативу о проведении в Черногории референдум о вступлении в НАТО. Также один из организаторов, лидер Демократической народной партии Черногории Мила Кнежевич, объявил о идее создания Балканского союза за нейтралитет. Его, по словам политика, буду составлять страны региона, придерживающиеся политики неприсоединения к любым международным военным организациям: Черногория, Сербия, Македония и Босния и Герцеговина.
В эксклюзивном интервью корреспонденту News Front в Черногории Милан Кнежевич рассказал детали данной инициативы.
— Речь идет о документе, принятом руководством ДНП. Он базируется на антиНАТОвской кампании, которую мы планируем вести следующие месяцы. Мы считаем, что военный нейтралитет не только для Черногории, но и для других стран Балкан – оптимальный вариант сохранения национального и государственного суверенитета. А в этот союз, основанный на принципе военного нейтралитета, войдут Черногория, Сербия, Босния и Герцеговина и Македония.
Сербия как региональная сила уже объявила о военном нейтралитете. У Боснии достаточно внутренних проблем, в частности, должно действовать Дейтонское соглашение (о статусе Республики Сербской – Ред.). В Македонии также достаточно недоразумений, в частности, спор о названии из-за Греции, и едва ли она в ближайшее время может стать членом ЕС или НАТО. И, конечно, Черногория, где большинство населения против вступления в этот альянс.
Наш военный нейтралитет должен получить гарантии от НАТО и России в СБ ООН. И это – лучшее, что можно сделать для сохранения мира на Балканах – в месте, где когда-то была спровоцирована Первая мировая война.
News Front: Вопрос о вашем будущем посещении России. Что планируете и с кем будете видеться в Российской Федерации?
— Я ожидаю очень важные встречи в Москве на уровне Думы и МИД. Также в планах подписание договора о сотрудничестве с партией Дмитрия Рогозина «Родина». Также и я мой коллега Булатович планируем говорить, помимо концепта военного нейтралитета, о возможностях экономического сотрудничества РФ и Черногории, оценивать последствия контрпродуктивных санкций черногорского режима против России. Мы передадим ясное сообщение о том, что народ в Черногории Россию видит своим союзником и защитником, что любое действие России против Черногории прежде всего бы отразилось на черногорском народе. Также в Думе мы будем участвовать на нескольких конференциях, организованных «Парламентской газетой». Мы попытаемся вместе выработать меры по усилению российско-черногорского сотрудничества.
News Front: Союз Балканских стран – определенно новая идея. Как вы считаете, какова будет реакция стран, которые вы сегодня туда позвали?
— Буду политически прагматичен. Речь идет о варианте, лучшем для этих государств. У всех у них есть внутренние проблемы. И в Сербии, и в Македонии, и в БиГ, и в Республике Сербской есть и видные политики, и члены органов управления, которые рассмотрят этот концепт. Ранее глава МИД Черногории Игор Лукшич говорил о некой «балканской Югославии», которая бы основана на экономическом сотрудничестве и включала также Хорватию, Косово. Эти страны объединяет и общий исторический опыт, и необходимость экономического взаимодействия. А в рамках союза за нейтралитет они бы были интересны и за экономическую поддержку, как со стороны России так и со стороны ЕС.
Так что, хотя я и против вступления Черногории в НАТО, считаю, что этот концепт следует совместно рассмотреть России и НАТО, чтобы мы на основе прагматизма, а не эмоций, пришли к общему знаменателю ради процветания балканских стран.
News Front: На конференции было также упомянуто создания антиНАТОвской коалиции Как вы ее себе представляете? Воможно ли ее слияние с теми, кто сейчас организует протесты перед Скупшиной (парламентом) и могут ли в него войти партии, которые за НАТО, но за решение этого вопроса на референдуме?
— В настоящее время это два отдельных протеста, и мы их четко обозначили. Я еще в сентябре говорил о необходимости создания коалиции против НАТО как ответ уже существующей с самого 2006 года коалиции за НАТО: после так называемой черногорской независимости. Я с этим не согласен, считаю, что Черногория была независима и в Союзном государстве с Сербией. С тех пор продвигается новый политический план – вступление Черногории в НАТО. И раз Джуканович то и дело ссылается на вступление в НАТО, значит, существует коалиция за НАТО. И почему бы нам как ответственным политикам не создать то, что интересует граждан. И поверьте, здесь нет никакого политического расчета: гораздо проще быть в управляемой оппозиции или коалиции за НАТО, где формируется «мнение» о неком благосостоянии после вступления в НАТО.
Итак, наша антиНАТОвская коалиции появилась на свет. ДНП не отреклась от своих идей. Мы нашли членов Демократического фронта, которые против НАТО, движения, НПО, академиков, частные лица. Словом, именно так, кого мы и имели в виду, заговорив о антиНАТОвской коалиции.
Это коалиция не может быть выборной, как сказал коллега Булатович. Но, если время покажет важность идеи для Черногории, считаю возможным честно и ясно продвигать то, что, как мы считаем, отражает позицию большинства граждан Черногории.
News Front: Что ожидаете от 24 и 25 января? Падет ли власть? (запланировано принятие решения о недоверни правительству – Ред.)
— Это и есть то, к чему привели протесты Демократического фронта, в которые никто не верил. Джуканович инициировал вопрос о доверии собственному правительству. Скипер Кривокапич заявил, что будет голосовать «против», Позитивная Черногория еще не дала точный ответ. То ест, выбор понятен: если Позитивная Черногория проголосует за доверие власти Мила Джукановича, это будет классический пример политической коррупции. И тогда вся оппозиция, что против Джукановича, должна выйти на улицы – и, соответственно, выйти из систем госуправления, правительства – и присоединиться к протестам ДФ. Нам нужно сесть и обсудить новый формы ведения борьбы. А я считают, что единственный способ политической борьбы – это продолжать протесты. И сделать так, чтобы выборы 2016 года не могли пройти без внедрения нового избирательного законодательства.
Нет Комментариев